Учитесь с честным сердцем. В Кендо нет коротких путей.

Учитесь с честным сердцем. В Кендо нет коротких путей.

Оригинал: https://kendojidai.com/2024/12/09/effective-keiko-osawa-norio/

 

Когда Моришима Татео Сэнсэй, почетный учитель столичного полицейского управления, был еще жив, он учил меня, что «Кэндо — это повторение простых вещей, но именно через это повторение рождается истина, а также рождаются эксперты и мастера». Кендо состоит из таких вещей, как субури, кирикаеши, учикоми, какари-гейко и сидо-гейко (тренировки со старшими), и независимо от того, новичок вы или эксперт, эти элементы не сильно меняются. Однако по мере того, как вы продвигаетесь по этапам от новичка к эксперту, требования в рамках одной и той же тренировки естественным образом меняются. Я считаю, что требуется длительный период тренировок, прежде чем вы сможете поразить сердце противника. Я считаю, что необходимо учиться медленно и осторожно в течение длительного времени, и именно поэтому я работаю над своим кендо с пониманием того, что нет коротких путей к совершенствованию.

Кроме того, вы не можете совершенствоваться в Кендо самостоятельно. Очень важно иметь отношение к обучению с честным сердцем. Особенно, когда мы становимся старше, у нас меньше возможностей учиться, и по мере того, как мы продвигаемся в ранге, мы можем не осознавать привычки, которые мы приобрели за эти годы.

Шимада Тораносукэ, фехтовальщик конца периода Эдо, как-то сказал: «Меч — это разум, и если разум неверен, меч тоже не будет правильным. Если вы хотите изучить меч, сначала изучите разум». Есть поговорка, которая гласит: «Меч — это человек, меч — это разум». Мечом управляет человеческий разум, и меч и разум считаются одним и тем же. 

Кендо требует мышления Meikyo Shisui (как отполированное зеркало и неподвижная вода), что означает отпустить все отвлекающие факторы и принимать все таким, как оно есть. В Кендо мы часто думаем, что можем что-то сделать, даже если это не так. Даже один удар Suburi может быть не таким, каким вы его себе представляете. Первый шаг — принять совет с открытым умом, подумать о нем и попытаться улучшить. Это приведет к росту.

Одно из моих любимых высказываний — Муй Шизен (ничегонеделание и принятие вещей такими, какие они есть, цель Лао-цзы — жить без действий, следуя пути ничегонеделания). Очень трудно отказаться от всех действий и жить без отвлечений, но именно потому, что это трудно, к этому стоит стремиться

 

Ты в Айки?
Будь рад получить удар на практике

Я расскажу о конкретных моментах, которые следует иметь в виду во время практики позже, но одна из самых важных вещей — как тренироваться с высокоуровневым сенсеем. В кендо мы «просим Кейко». Даже если вы способны ударить высокоуровневого сенсея, это не должно использоваться как показатель вашего прогресса. Не будьте довольны тем, что наносите удар, будьте довольны тем, что вас ударили. Высокоуровневые сенсеи знают возможность и маай для удара, а также другие аспекты риай (логики кендо).

Когда я был членом Кендо Токурен, я узнал, что когда я чувствовал, что могу ударить Мен, мой сэнсэй использовал Дебана-коте, Дебана-мен или Каеши-до. Это Кентай Иччи, единство атаки и защиты.

Были также времена, когда на те же самые удары отвечали Кенсеном в горло. Я начал думать, в чем разница, и почувствовал, что причина может быть в том, был ли Риай или нет. Причина, по которой меня ударили Дебаной или Каеши, заключалась в том, что я был в Айки с моим Сенсеем. Я пришел к пониманию, что когда я чувствовал, что есть возможность, и атаковал, а Сенсей использовал Одзи-вадза в ответ, я использовал атаку, которая соответствовала Риай.  

Около 30 лет назад, когда я стремился получить 8-й дан, инструктор на подготовительном занятии к 8-му дану сказал мне о моих привычках, что для их улучшения, восстановления и овладения ими потребуется не менее 6 месяцев.

В кендо индивидуальные привычки нелегко исправить. Если вы попытаетесь исправить их, вы не сможете заниматься своим собственным кендо, и вас часто будут бить. Это было и со мной. Однако, если вы вернетесь к старым привычкам, потому что не хотите получать удары, вы не улучшитесь.

Когда вы ставите перед собой более высокие цели, становится сложнее добиваться улучшений. Важно быть готовым упорно трудиться и продолжать идти вперед, пока не увидите ясное небо сквозь облака. Это настоящий кайф от тренировок по кендо, и это то, чего я пытаюсь достичь.

 

Присоединение Рей к первому удару

Как гласит поговорка: «Начни с Рей, закончи Рей», Кендо уделяет большое внимание этикету. Рей стоя выполняется, глядя противнику в глаза, выпрямляя спину, расслабляя плечи и удерживая голову в правильном положении. Держа руки естественно прижатыми к телу, наклоните верхнюю часть тела вперед, удерживая взгляд на противнике. Сделайте один вдох, прежде чем вернуться в вертикальное положение.

После этого сделайте три шага, вытаскивая меч, и войдите в Сонкё. Правильное выполнение процесса от Рей к Сонкё и Камаэ оказывает значительное влияние на физическое и ментальное Камаэ, поэтому я уделяю этому внимание ежедневно. Вместо того, чтобы механически делать три шага вперед, я позиционирую первый шаг как «бесконечное разнообразие», второй шаг как «разум», а третий шаг как «решение», и я вхожу в Сонкё, поскольку я мысленно подготовил себя.

Вставая с этой решимостью, я пытаюсь создать небольшое преимущество над своим противником. Маловероятно, что кто-то будет пренебрегать Рей во время экзамена или матча, но если вы не делаете этого должным образом на регулярной основе, экзаменаторы смогут это заметить.

Матч начинается на расстоянии между стартовыми линиями. Важно всегда помнить об этом расстоянии и правильно выполнять Rei и Sonkyo, чтобы выстроить свое физическое и ментальное Kamae.

 

Достигни Айки и атакуй

В Кендо блестящие приемы возникают, когда обе стороны находятся в состоянии Айки. Процесс достижения действительного удара особенно важен для экзаменов на Дан, где процесс должен привести к приему.

Существует учение о важных элементах Кендо, которое гласит: «Ичиган Нисоку Сантан Ширёку (сначала глаза, потом ноги, потом смелость, потом сила). Эта фраза заменяется процессом действительного удара, который я объясняю на тренировках.

Ичиган (проницательность). Наблюдайте психологическое состояние противника на расстоянии. Без этого вы не сможете войти в Айки.

Нисоку (Сэмэ-аси). Двигайте разум противника. Почувствуйте, заставит ли состояние ума вашего противника прыгнуть на вас или подождать вас. Почувствуйте, какое гостеприимство они вам окажут, когда вы войдете в их парадную дверь.

Сантан (готовность). Создайте образ мышления, который не будет смущать ничего, что происходит. Входя в парадную дверь, бессмысленно просто войти. Вы должны быть готовы ко всему, что вас ждет. Без этой решимости не возникнет квинтэссенция техники, и вы не сможете отреагировать. 

Ширики (прорезающий). Удар из сердца. Кендо не одобряет нанесение ударов по желанию и придает большое значение разговору с противником. Этот разговор может быть на стадии Ичиган, спрашивая: «О чем ты сейчас думаешь?» Если противник не двигается в этот момент, продолжайте давить и пытайтесь заставить его отреагировать. Постарайтесь нарастить Таме и выманить противника, в конце концов нанося Дебана. Это разговор.

В реальном бою ваш противник будет думать о том же, так что это нелегко. Однако, если вы сокращаете дистанцию ​​в свое собственное время, не задавая вопросов, ваши приемы не будут резонировать с Shinpan или судьями. Излишнее внимание к наблюдению за противником может заставить вас ждать перед ударом, но если вы пропустите эту процедуру, вы не сможете достичь Aiki.

 

Ударить с самоотдачей, чтобы создать технику, которую узнают все

Когда я вышел на пенсию из префектурной полиции Сайтама Токурен и начал уделять внимание экзамену на 8-й дан, мне однажды сказали, что моим ударам не хватает сэмэ. Я думал, что уделяю внимание сэмэ по-своему, но я понял, что то, что я считал сэмэ, отличалось от сэмэ высокого уровня.

Seme не означает сокращение дистанции или движение вперед. В некоторых ситуациях необходимо двигаться вперед и сокращать дистанцию, но Seme — это только если вы сдвинули разум противника. Будет ли ваш Seme эффективным или нет, зависит от ситуации вашего противника. Это трудно ощутить.

В вышеупомянутой процедуре Ичиган Нисоку Сантан Ширики я пытаюсь почувствовать, реагирует ли разум противника, делая полшага вперед. Если противник чувствует это, я оказал на него давление. Время, потраченное на то, чтобы еще больше его надавить и повлиять на его разум, а также найти возможность для удара, я считаю Укрощением.

Простое сокращение дистанции — это не сэмэ. Ожидание нескольких мгновений — это не тамэ. Сэмэ и тамэ должны быть получены в обмене с противником.

Ока Кэндзиро Сэнсэй, занимавший пост президента Международного университета Будо, оставил следующие слова относительно хороших возможностей для нанесения ударов: «Знайте разницу между Ки, Ки и Ки». Ки (気) — это желание нанести удар в уме. Ки (機) — это желание совершить ударное действие. Ки (起) — это фактическое ударное действие.

В Кендо чтение и интуиция, подкрепленные решимостью, важны, но тщательное изучение возможностей для удара необходимо в качестве предварительного шага. Возможности для удара не могут быть созданы без вышеупомянутого понимания, семе и решимости. Когда вы чувствуете возможность для удара, вы должны прорваться. 

Следовательно, в Кендо мы хотим получить несомненный Иппон. Хорошо известно, что сколько бы случайных ударов вы ни нанесли, они вряд ли будут признаны, особенно на экзаменах на Дан.

В кендо техника распознается только тогда, когда вы идете на риск и наносите удар с самоотдачей. Я долгое время участвовал в соревнованиях в составе префектурной полиции Сайтама Токурен. Кульминацией ежегодных тренировок является Всеяпонский полицейский турнир, который проводится в Ниппон Будокан. 

Чтобы нанести удар с отказом и нанести удар, который любой бы признал в этой напряженной ситуации, требуются решительность и решимость. Однако, сможете ли вы запустить свою технику в тот момент или нет, определяется практикой. Важно уделить достаточно времени выполнению базовых Suburi, Kirikaeshi и Uchikomi.

Кендо бодрит просто от практики. Однако, если вы решили продолжать заниматься Кендо, конечно, вы также хотите совершенствоваться. Я считаю, что самое главное — прояснить, каким именно Кендо вы хотите заниматься, и усердно работать над его изучением.

 

 

 

Перевод Андрей Кусургашев