Сэмэ

Сэмэ

https://kenshi247.net/blog/2020/12/30/imagining-seme/

https://kenshi247.net/blog/2008/08/11/seme-furukawa/

https://kenshi247.net/blog/2012/05/14/seme/

https://kenshi247.net/blog/2013/10/10/seme-3-and-4-nishikawa-kiyonori-and-sueno-eiji/

https://kenshi247.net/blog/2010/02/23/the-reality-of-seme/

 

СЭМЭ

  Furukawa Kazuo

Принимая ваш kamae немного за пределами issoku-itto-no-ma, слегка прочувствуйте shinai вашего оппоненты с обеих сторон, все время тестируя и глядя на его KOKORO (心) и KI (気). С этой позиции, сильнее нажмите на обе стороны shinai вашего оппонента и - в то время как вы взяли под контроль центральную линию – войдите в issoku-itto-no-ma, толкая его shinai в сторону. В частности, попробуйте слегка толкая ваш kensaki или быстро перемещая kamae вниз. Во время перемещения внимательно наблюдайте за руками вашего оппонента. В течение этого времени используйте FUKUMI-ASHI (含み足). "Фукуми-аши" - это когда вы используете ноги, чтобы медленно ползти вперед, медленно и шаг за шагом, забирая пространство и двигаясь на хорошем расстоянии. Повторяйте описанное SEME много раз, и - в то же время постоянно наблюдайте за чувствами вашего оппонента (気分) и его kensaki - думайте о методе SEME и какую технику(и) вы можете использовать, чтобы победить оппонента.

 

  Sakudo Masao

Вы должны столкнуться с вашим противником с чувством, что 'ki' кристаллизуется и излучается из вашего тела. Ваши руки должны быть мягкими. Мягкость внутренней части правой руки особенно важна. Слегка коснитесь кончика меча, меча вашего противника; не особенно ударяя или нажимая на его shinai. В течение этого времени ваше тело должно быть мягким и гибким и ваше сердце / дух тверды. Чтобы получить навык этого, вы должны постоянно думать об этой "твердости".

Сохраняя эту «полноту» чувств в вашем теле, вы должны проецировать чувство «приходите и ударяйте меня!» на вашем противнике, и в то же время – отказываясь от своего удара, медленно на близком расстоянии. В зависимости от движения вашего оппонента вы можете иногда зайти близко относительно быстро и в значительной степени глубоко, но в любом случае наиболее важным будет ваше дыхание и как вы двигаетесь: важно, что вы объединить ваше движение тела и дыхание. То есть, вы не должны двигаться, с большим / длинным выдохом, но нужно выполнять движение, дыша ритмично в короткие, медленные выдохи. Это для того, чтобы ваш оппонент не мог читать ваши намерения легко.

Пока вы двигаете ваше тело таким образом, кончик вашего shinai должен быть мягким и гибким. Если ваш кончик shinai жесткий, то в тот момент, когда происходит атакующее движение он не сможет остаться в центре, и все ваши удары будут неполными. Пожалуйста, будьте осторожны в этом вопросе

В заключение, сохраняя эту "полноту" чувства в вашем теле и духе вы должны начать 'seme' и - в то время как это происходит - вы должны изучить, откуда появляется намерения вашего противника: это от его кончика shinai? его правая рука? его глаза? Когда ваш противник не начинает двигаться / реагировать на ваше давление, но вы видите открытое место и атакуете, то это называется "kakari no sen", а если противник двигается из-за вашего давления, и вы атакуете его - это называется "go no sen" Когда вы атакуете, делайте это прямо из kamae.

 

  Nishikawa Kiyonori

С kensen, направленным в область между горлом и грудью вашего противника, держите kamae в центре. Не ударяя и не поражая shinai противника, слегка приклейте свой shinai к его. Если ваш противник пытается взять центр, слегка нажмите ваш shinai в обратную сторону (чтобы вновь взять под контроль). Если противник продолжает пытаться взять центр ниже вашего kensenа, проведите вокруг на высоте его солнечного сплетения и верните его shinai на место.

Когда вы двигаетесь для атаки будьте особенно осторожным в движениях ваших ног и бедер, и убедитесь, что ваше чувство (атаки) выражается через ваш kensen по отношению к противнику. Когда вы попадаете на расстояние удара вы не должны атаковать сразу; лучше, держать чувство движения, как оно есть, и смотреть на противника. В тот момент, когда он начинает двигаться, ударьте его.

 

  Sueno Eiji

"С вашим телом, заполненным до краев ки, в chudan no kamae. Сохраняя расширение вашего kamae где-то между серединой тела противника и его плечами, не поражая или не задев его shinai, и двигаясь немного вперед, назад, влево и вправо, сильно оказывайте давление (на противника) вашим ки.

Если противник пытается ударить, держите ваш shinai мягкими руками и поглощайте его действия; однако, не открываясь, пусть ваш kamae вернется естественно в центр. Речь идет не только об уничтожении внешнего kamae противника, но и об уничтожении его внутреннего kamae, его сердца/духа; чтобы сделать это, вы должны быть преднамеренными в вашем seme.

Вспомните о Shikai и Sansappo: когда дух или ки противников останавливается (из-за путаницы сознания или сомнения), когда противник вот-вот готов начать технику, когда он делает шаг назад, чтобы отступить, или когда атака захлебывается, и т.д. именно здесь вы должны нанести удар.

 

Arimitsu Masaaki

"В Kamae с центральной линии, находясь в области между грудью и горлом вашего противника, все это время энергично оказывайте давление на вашего противника. Конечно, не намеренно показывайте этот дух в конце вашего shinai; столько, сколько вы можете, сохраняйте ваше внешнее спокойствие. Например, если противник делает что-то вроде ударов вниз ваш shinai и т.д., тихо и неторопливо позволить вашему shinai вернуться на центральную линию.

Тем не менее, в тот момент, когда ваш партнер угрожает входом и ударом, без минуты задержки покажите ему с энтузиазмом, что ваше давление проецируется через кончик вашего shinai к противнику с чувством "Если вы собираетесь атаковать, давайте!!!

Для этого вы должны расслабить плечи, смягчить руки и держать kamae в центре, используя свой дух, чтобы противостоять встречной атаке. Для того, чтобы достичь этого вы всегда должны погрузить ваш дух в нижнюю части живота (tanden)... настолько, что ваш живот чувствует себя плотно в вашем оби и тарэ.

В зависимости от вашей способности сделать это, ваши плечи станут расслабленными, ваши руки мягкими и гибкими, и ваше kamae будет выглядеть больше и более впечатляющим.

Если вы можете достичь этого, то во время ожесточенного боя вы сможете прочитать даже малейшее поведение в диспозиции или движении вашего противника, и вы сможете нанести удар от всего сердца, используя все ресурсы, доступные для вас. Эта способность читать вашего противника связана с верой и, следовательно, способностью броситься в атаку от всего сердца (sutemi).

Вовремя кейко, особенно если ваш партнер является более опытным, это нормально, что вы оказываете постоянно давление кончиком на их shinai. В это время важно, что вы боретесь с чувством получения shinai в горло, и что, когда вы входите и атакуете, вы делаете это не смотря на опыт подобных ударов в горло в прошлом. Это первый этап в изучении истинного кендо.


Основные компоненты seme:

  1. Захватывая инициативу с вашим духом (気).... делая это, вы можете создать открытые места (隙), что позволяет выполнять различные вазы;
  2. Управление центром (中心)... оказывая давление с центральной линии на кончик меча ваших противников, разорвите его центр и ударьте;
  3. Развивайте свое понимание выгодного пространственного расстояния (maai 間合い)... под этим я имею в виду понимание пространственного расстояния между вами и вашим противником и использование его в свою пользу

Успешное seme зависит от вашей способности сочетать 1, 2 и 3, и это - вместе с вашей способностью эффективно концентрироваться - является важным фактором в победе, в целом.

Помните также:

  • иметь мужество атаковать с дальнего расстояния;
  • атакуйте, не опасаясь быть контратакованным, даже если вы знаете, что это произойдет (sutemi 捨身).

Разрушение kamae противника

  1. Прорваться через неосязаемую стену духа вашего противника;
  2. Прорваться через их физические kamae.

Делая это, вы можете создать благоприятную ситуацию для успеха.

Теория... только с теорией вы слепы.

Практике... только с практикой вы пусты.

Другими словами, вы должны искать знания в теории и практике, чтобы сделать ваш кендо сильнее.

 

 

Удар в кендо, для опытных, это то, что происходит в конце процесса, который обычно охватывается в общем термине "seme": через активное применение какого-то давления на противника вы "ломаете" его осанку (физическую и / или психическую) и побеждаете его. Это теория конечно. Чем меньше опыта, тем меньше стараются играть в игру seme-ai, а вместо этого наносят удар случайным образом без учета того, какую тактику их партнер может попытаться применить к ним. Этот вид "эгоистичный" (как я слышал, так он описан) кендо легко увидеть у детей и молодых взрослых, но также можно конечно увидеть и у технически незрелых взрослых. Конечно, есть много стратегически зрелых молодых kenshi – и там можно найти тоже самое.

Эта статья направлена на обсуждение типа seme-ai найденного у зрелыми kenshi и основана на интересной статье Yoshinari Масао, найденной в декабре 2006 года издание Кендо Jidai.


 

Часть первая: От seme до удара: понимание процесса

Ниже перечислены четыре этапа процесса seme, упомянутые в статье, от намерения атаковать до удара. 

  1. Kizeme (вовлечь в атаку)

Чем более зрелым кендо kenshi тем меньше физического движения, как правило, происходит. 

  1. Tameru (подвести к ответу)

Когда ваше намерение проявляется, и вы "сблизились" с вашим противником (не обязательно в пространственном смысле) вы "удерживаетесь" от удара немедленно и, наблюдая за вашим противником, как-бы бросаете ему вызов: "Так, что вы собираетесь делать?"

Чем опытнее kenshi, тем лучше они могут контролировать соперника и делать выводы о наиболее вероятном ответе, который они сделают. Этот вывод часто может быть сделан успешно, потому что противник, с большим опытом сделал больше кейко с большим количеством типов людей и может определить не только физические модели seme, но хорошо читать психологические аспекты seme-ai.

C. Поразить интуитивные чувства противника

В этот момент ваш противник, воспринимая входящую атаку, будет перед выбором - как реагировать: нанести ответный удар или увернуться / поставить блок? Кроме того, он может быть не в состоянии выбрать и просто остановиться в нерешительности (термин "itsuku" на японском языке).

Если одна из четырех болезней происходит в нем в этот момент (страх, удивление, путаница, или сомнения), он оказывается в плохой ситуации.

D. Удар

Если противник:

1. Попытается нанести первый удар - сделайте oji-waza (вы принудили противника к ответу); 

2. Стоит - ударьте его (мысленно поражение);

3. Нарушает свою осанку - ударьте в открытую область (физическое поражение).

Конечно, вещи не всегда идут так гладко, как это, и есть много к/от между обоими kenshi в разгар seme-ai. У зрелых kenshi особенно, будет много вперед и назад между этапами А и В с обеих сторон, прежде чем "болезнь" появляется и этапы C и D происходят.

 

Часть вторая – виды seme

В статье, которая подтолкнула меня написать сегодня пост был очень уникальный способ описания типов seme, группировав их в трех категориях : сильный, слабый, и другие. "Сильный" не означает "сила" и "слабый" не отвечает отсутствие его, а это относится к тому, как давление чувствуется оппонентом. В статье также прямо заявлено, что не все известные kenshi были одного и того же типа.

Я не хочу много обсуждать эти типы, но просто хочу отметить, что я нашел его очень интересным из-за языка, используемого при описании (японского, конечно) и нюансы, которые я почувствовал от этого описания. Так как он не будет переведен хорошо на английский язык, я дам вам только пробное описание здесь, прежде чем писать свои собственные мысли по этому вопросу:

Типы СИЛЬНОГО seme: мощное seme, тяжелое seme, большое seme, глубокое seme, внезапное seme и т.д.

СЛАБОЕ: легкое seme, маленькое seme, мелкое seme, тонкое seme, медленное seme, гибкое seme и т.д.

ДРУГИЕ: длинное seme, короткое seme, округлое seme, далекое seme, теплое seme, холодное seme и т.д.

Читая статью я размышлял о том, как я хотел бы описать seme моих разнообразных партнеров на английском языке. Вскоре я понял свою проблему: хотя я начал изучать кендо в Шотландии и практикуюсь во многих странах на протяжении многих лет, подавляющее большинство моих shugyo произошло в Японии под началом японских учителей и с японскими партнерами. Мои ученики тоже японцы... так что я нашел, что обсуждение кендо и его концепции гораздо проще на японском языке, чем на английском для меня, хотите верьте, хотите нет!

Тем не менее, не будучи носителем японского языка означает, что я иногда не уверен, является ли - во время обсуждения кендо с японскими друзьями или в статьях – полученное понимание точным. Во всяком случае, мое собственное мнение будет в том, что зрелые kenshi имеют (или должны иметь) возможность делать много типов seme. Большинство людей будет попадать в общий стиль, вероятно, это зависит от сочетания личности и кендо зрелости. Более искусный практикующий почти наверняка движется между видами seme, а также моделей seme в любой конкретной встрече.

Я, конечно, меняю keiko в зависимости от партнера: пожилые сэнсэи (вдумчивый с меньшим количеством ударов, более сложные, меньше waza, использование seme-ai), сверстников (про-активных, сильных, debana-ориентированных), студентов (суперагрессивных, большой набор вадза), детей (пассивных и легких), взрослых новичков (в основном пассивных с преднамеренными движениями) и т.д.

 

 

Перевод Андрей Кусургашев