Chiba sensei "Знай своего противника"

Дата cобытия: 06.03.2017

Знай своего противника.

Чиба Масаси (Кендо Ханси 8 дан)

Важно иметь возможность показывать свое собственное кендо в сиае. Для этого вам необходимо иметь возможность взять ситуацию в свои руки. Это означает, что вы должны знать, как иметь дело с различными видами противников, с которыми можете столкнуться. Ваш противник может быть коварным, сильным, иметь хорошую работу ног или быть особенно искусным в ударе котэ… Вы никогда не знаете, с кем вам придется столкнуться, что делает необходимым знание того, как иметь дело с различными видами стилей кендо наиболее эффективно.

Часто говорят, что у каждого есть свои собственные характерные особенности, и есть так много различных стилей кендо, как людей, которые им занимаются. Независимо от того, какой вид кендо кто-то может показывать, ваш долг состоит в том, чтобы быть в состоянии справиться с ситуацией. Когда я учился в школе, мой учитель сказал мне во время состязания с другими школами: «Ты никогда не знаешь, когда и против кого тебе придется пойти, поэтому обращай пристальное внимание на привычки каждого из твоих потенциальных противников». Это был очень мудрый совет, который я до сих пор принимаю близко к сердцу. Другими словами, нельзя делать кейко несерьезно. Вы можете много узнать о своем противнике и его отличительных особенностях. Этот совет хорошо служил мне в средней школе и позже, когда я начал заниматься кендо в Кейсичо (Департамент Полиции Токио).

Митори-гейко (наблюдение за тренирующимися) также является полезным способом выявления склонностей других кендоистов. Рассмотрим способы, в которых вы бы имели дело с каждым человеком, если бы вы сражались с ним. Я проверяю их кейко и разрабатываю стратегии, как победить их сильные и слабые стороны. Это также помогло мне понять свой собственный стиль кендо.

Как я уже говорил, есть столько стилей кендо, сколько людей, практикующих их, тем не менее, я считаю, что можно разделить их на отдельные группы, основываясь на их типичных движениях и методах фехтования. Для того чтобы успешно конкурировать с другими бойцами, полезно классифицировать их и иметь в уме подходящую модель стратегии с самого начала. Ваш противник, вероятно, думает то же самое, поэтому вы должны также ожидать непредвиденного. Вы можете развить этот навык только с помощью усердных тренировок и концентрируясь на основах. В конечном счете, матчи обычно решаются качеством и количеством кейко, которые каждый из противников накопил. Кейко является основополагающим, решающим фактором на соревнованиях и им никогда не следует пренебрегать, надеясь на уловки.

Начиная поединок, изначально я поддерживал несколько далекий интервал; тот, при котором я способен оказать давление своим телом и кенсэном и угрожать нанести удар или толчок. Это немного дальше, чем иссоку-итто-но-маай. Если мой противник дважды реагирует одинаковым образом на мою разведку, я могу определить, в какую категорию он попадает. Третьего раза нет. Если он реагирует так же в третий раз, он понимает, что его оценивают, и становится осторожным. Третий раз – когда вы наносите удар. Есть случаи, когда  вы сразу знаете и можете наносить удар во второй раз.

В поединках кендо очень важно иметь представление и быть способным доверять своему внутреннему чувству. Также важно быть физически в лучшей форме и сосредоточенным. В дни соревнований, я был внимателен к тому, что ел за месяц до соревнований, таких как полицейские турниры и всеяпонский чемпионат. Конечно, я также не пил алкоголь перед соревнованиями. Такого рода дисциплина имеет большое значение, если вы хотите прогрессировать на пути кендо. Я хотел быть удовлетворен своими результатами, зная, что приложил максимум усилий в каждом случае. Я пообещал себе наградить себя хорошей едой и пивом, когда закончится турнир. Таким образом, я мог сосредоточиться на том, что должен был сделать.

Если тренировка не проходила хорошо, я бы не успокаивал себя, сказав, что я был «в кризисе». Была работа, которую нужно было сделать, и не было места для самоуспокоения или оправданий. Другими словами, я всегда старался поддерживать позитивный настрой по отношению к моему обучению и состоянию.

В день турнира я убедился в том, что надел свой мэн перед тем, как это сделал мой противник. В те времена всеяпонский чемпионат проводился на высокой сцене. Мы кланялись друг другу на сцене, а затем надевали свой мэн. Я быстро надевал его, садился и ждал, наблюдая за тем, как надевает свой мэн противник. Чем выше вы поднимаетесь по лестнице, тем внимательнее зрители за вами наблюдают. Когда мои противники понимали, что они были медленнее и все смотрели на них, они неизбежно становились взволнованными, а я, напротив, становился более уверенным. Это может казаться банальным, но по-прежнему является важным фактором.

Бой с высоким противником.

Поединок с противником выше вас похож на кодачи ката. Вам необходимо передвигаться и сражаться с более близкого расстояния, которое является более выгодным для вас. Он будет иметь большое преимущество с самого начала поэтому, сокращая дистанцию, вы должны убедиться, что он не может извлечь из этого выгоду.

Вы будете чувствовать, что ваш мэн находится под угрозой, потому что ваш противник выше. Вы должны сократить дистанцию, оставаясь при этом полностью настороже. Ваш противник будет атаковать вас, пытаясь использовать свою большую амплитуду. Вы должны внимательно наблюдать и быстро передвигаться каждый раз, когда он атакует, чтобы сделать его неэффективным или помешать ему нанести удар. Другими словами, забрать его пыл, контролируя дистанцию. Затем, как это часто бывает с высоким кендоистом, он поднимет руки. В этот момент вы пробиваете котэ, как если бы вы ждали этого самого момента. До – еще один вариант. Ваш уровень успеха будет высоким, но даже если вы упустили очко, вы будете способны взять матч под свой контроль.

Бой с низким противником.

Мы совершаем обратные действия против низкого противника. Если он ниже вас, он предпринимает действия чтобы сократить дистанцию. Оказывайте давление сверху, но не нападайте быстро. Подождите, пока ваш противник сделает свой ход. Он будет стараться двигаться, чтобы сократить дистанцию, и вы ударите в этот момент.

Бой с противником с сильным кенсэн.

Столкнувшись с противником с сильным кенсэн, толкайте, бейте или сбивайте его синай в сторону. Он будет стараться сконцентрироваться еще больше, чтобы оставаться устойчивым и держать центр. Вот к чему вам следует стремиться. Сила его правой руки будет увеличиваться, что означает, что он не сможет нанести удар, когда вы движетесь (дэгасира). Поэтому против соперника с сильным кенсэн секрет состоит в том, чтобы сделать его еще сильнее и жестче.

Бой с коварным противником.

Противники такого рода, как правило, стараются избегать или уклоняться от ваших атак, их сложно поймать. Когда вы пытаетесь его преследовать или ударить, в то время как он собирается атаковать, он воспользуется преимуществом, когда вы несбалансированы. Это именно то, на что надеется коварный противник. Лучший способ борьбы с таким противником заключается в том, чтобы контролировать его с помощью ма-ай. Когда он пытается сократить дистанцию, плавно сместитесь в сторону так, чтобы дистанция оставалась большой, по сути, говоря ему, что вы не собираетесь играть по его правилам. Через некоторое время он станет нетерпеливым и попытается нанести удар из то-ма, но не будет в состоянии сделать это прямой или чистой атакой. Он всегда будет пытаться двигаться хитро, чтобы расшатать вас перед тем, как нанести удар. Вы должны пресекать это в зародыше, когда он собирается атаковать и наносить удар первым.

Бой с противником с поднятым кенсэн.

Хорошая стратегия для сражения с соперником с высоким кенсэн заключается в том, чтобы оказывать давление на его руки и заставить его думать, что вы собираетесь ударить по его котэ, держа синай горизонтально.  Он будет пытаться подавить синай сверху. Если его камае не изменяется, примените более энергичное давление и покажите, что вы полны решимости атаковать. Он непременно понизит свой кенсэн, что будет означать, что его ритм нарушен. Чем больше будете давить на его котэ, тем больше он будет терять самообладание. В это время вы можете взять ситуацию под свой контроль. Когда он опустит свой синай до вашего уровня, используйте хараи-аге, чтобы отбросить его синай вверх. Он потеряет уверенность в своей способности применять свои любимые приемы. Если вы можете заставить его так думать, исход битвы решен.

Бой с противником с низким кенсэн.

Достаточно эффективным можно назвать давление на него с помощью цки. Заставьте его думать, что вы собираетесь нанести удар в горло, и он неизбежно слегка поднимет правую руку для обороны. Другими словами, заставьте его поднять кенсэн и не дайте ему использовать свой любимый стиль кендо. Вам также будет представлена хорошая возможность для удара котэ.

Бой с противником с мягким кенсэн.

В этом случае вы должны сражаться как с коварным противником и сохранять дистанцию так, чтобы он думал, что ни одна из его атак не будет достигнута. Он будет вынужден взять на себя инициативу и нападать. В это время используйте го-но-сэн для противостояния или выполните ай-учи. Однако, он может также побудить вас нанести удар, изображая атаку. Вы должны быть осторожны, чтобы не быть обманутыми.

Бой с противником с широкой стойкой.

Противники с широкой стойкой, как правило, хороши в таких техниках как нуки-вадза или суриаге-вадза. Когда вы атакуете, он будет смещать вес своего тела на заднюю ногу и контратаковать. Поэтому он сохраняет более широкую стойку. Следовательно, он едва ли сделает прямую атаку в мэн из иссоку-итто-но-ма. Вы можете использовать это против него, сдерживая свои атаки и побуждая его выйти вперед. Ему не нравятся шикаке-вадза, но вы не оставляете ему выбора, тем самым не позволяя ему делать свое кендо.

Бой с противником с узкой стойкой.

Если ваш противник использует узкую стойку, будет казаться, что он хорош в техниках дегашира. Однако это не так. Он вероятнее будет умелым в техниках го-но-сэн, вместо таких, как каэси-вадза или суриаге-вадза.

Если его ноги расположены близко, ему придется сперва передвигать свою правую ногу вперед перед ударом, в противном случае он будет несбалансированным и неспособным нанести удар мгновенно в окори противника (начало техники). Он неизбежно расширит свою стойку перед атакой. Таким образом, существует постоянная смена широкой и узкой стойки. Когда она узкая, он будет защищаться с целью нанести удар го-но-сэн. Лучшая стратегия в ответ на это – оказать давление со стороны Ура. Его камаэ станет неустойчивым, и появятся возможности для атаки. Кроме этого кацуги-котэ и ложная атака мэн более эффективны, чем удар котэ.

Бой с противником, который специализируется на котэ.

Сталкиваясь с противником, который опытен в ударе котэ, поощряйте его совершать эту атаку, не позволяя ему добиться успеха. Заставьте его ударить котэ, но не позволяйте достичь цели. Затем противопоставьте ему суриаге, каеси или ай-котэ-мэн. Если у вас получится, то это будет бонусом, но цель состоит в том, чтобы заставить своего противника поверить в то, что его особенная техника не эффективна против вас. Он будет пробовать разные техники, но если вам удалось контролировать ход матча, вы будете иметь возможность применить свою собственную любимую вадза.

Бой с противником, который специализируется на мэн.

Тоже самое относится к противнику, который натренирован на атаку мэн. Заставьте его совершать удары мэн и противопоставляйте его атакам дэбана-котэ и каэси-до. Он постепенно потеряет желание атаковать мэн и у вас появится преимущество. Независимо от того, котэ это или мэн, если вам удастся лишить противника уверенности в его особенной технике, он станет неуверенным и открытым для атаки. Так вы можете обернуть все в свою пользу и выиграть матч.

Бой с противником, который хорош в одзи-вадза.

Люди, которые обладают плавными движениями и мягким синаем, обычно хороши в одзи-вадза. Знайте, что он ждет, когда вы начнете атаку. Если вы знаете, что он ждет момента для контратаки, он не сможет сделать свои удары решительными. Он начнет думать, что его методы против вас безнадежны, давая вам преимущество. Тогда вы сможете попробовать такие техники как кацуги-котэ или немного изменить свой тайминг и атаковать мэн.

Бой с противником, который оказывает давление в ответ на давление.

Существуют различные способы возврата давления (сэмэ), когда вы под давлением. Некоторые люди будут наступать сверху на ваш синай, другие опустят кенсэн и окажут давление на руки. Это первый момент, когда вы должны наблюдать. Если его острие синая выше, чем ваше, у вас может быть возможность ударить котэ. Тем не менее, независимо от того, сверху оно или снизу, если он идет прямо вниз вашего центра вам следует быть предельно осторожным. В этом случае, очевидно, что он очень опытен и силен и его будет нелегко победить.

Бой с противником, который движется назад, когда вы оказываете давление.

Даже если вы наносите удар, он не достигнет цели. Как только он отойдет назад, вы можете продолжить и применить большее давление. Или, даже если вы в позиции учи-ма, воздержитесь от ударов и заставьте его атаковать вместо этого. Не чувствуйте себя вынужденными торопиться и атаковать. Столкнувшись с таким противником, вы можете использовать ту же стратегию, что и при борьбе с мягким синаем или широкой стойкой, обращая особое внимание на контроль за дистанцией.

Борьба против дзедан.

Моя специализация заключается в борьбе с дзедан. По моему опыту, сложно сражаться против противников, которые имеют открытую камае, чтобы спрятать свое котэ. Это означает, что единственная открытая цель – мэн. Это ограничение, которое боец дзедан может сделать, существенно «ограничивает» его стиль. Он не сможет атаковать так легко и вы должны воспользоваться этим, применяя активное давление на его левое котэ. Когда он потянет свою руку назад, чтобы избежать удара по котэ, можно нанести удар в горло; если он опустит руки, вы можете ударить по правому коте.

Приведенные выше сценарии являются лишь базовыми моделями. Конечно, всегда будут исключения и варианты, которые требуют различных подходов. Эти модели должны предоставить вам основу для экспериментов и развития своей интуиции и навыков в кейко.

Оригинал статьи: http://www.kendo-world.com/wordpress/?p=2796

Перевод Владимир Синяков