ТЭНОУЧИ

ТЭНОУЧИ

 

https://kenshi247.net/blog/2014/07/03/tenouchi/

Tenouchi

 

Ниже приводится вольный перевод учения Шиматани Яшохачи сэнсэя, как сказал один из его учеников. Наверное, вы никогда не слышали имени этого сэнсэя раньше, также как и я до недавнего времени. Однако я часто видел фотографии, на которых он был изображён с людьми, оказавшими огромное влияние на развитие современного кендо. Однажды мне посчастливилось случайно ознакомится с книгой, которой нет в широком доступе, и я понял многое о нём.

Шиматани Яшохачи: очень краткая биография

1870: родился в Кагосима , как 4 - й сын Сацума-хан самураев 
1880: начинается изучение Джиген-Рю
1885 - 90: исследования в рамках МОТД-рю фехтовальщика Суги Jihachiro 
1893: становится полицейским в префектуре Нара 
1887: присоединился к Бутокукай 
1899: становится инструктором по кендзюцу полиции в Наре 
1905-6: входит в Бужуцуку Бутоцуки Кёин Йосейхо 
1906: становится учителем кендзюцу в Нара Бутокуден 
1916: награжден Киоши
1916-21: становится учителем в Бусене 
1926: награжден Ханши 
1929: принимает участие в tenranjiai как в качестве участника (в отдельной секции профессионалов), так и в shinpan (в непрофессиональной секции). 
1933: вошёл в  группу, созданную для создания кендо ката
1946: умирает в 77 лет.

В 1905 году Шиматани отправляется в недавно сформированный Буджутсу Кёин Йосейхо (предшественник Бусена), чтобы изучить кендо Хокушин Итто-рю под руководством Найто Такахару и Монна Тадаши . В 35 лет (по некоторым источникам ему было 38) он был самым старым членом группы. Группа состояла из такого скоро узнаваемого Кенши Саймуры Горо (в 18 лет он был самым молодым членом группы), Накано Соске и Накаджима Джикида, и к нему вскоре присоединились такие люди, как Мочида Сейджи, Огава Кинносуке, Миядзаки Мосабуро, Оаса Юджи и т. Д. Курс длился от 1 до 3 лет в зависимости от способности ученика. Шиматани окончил курс всего за год, получив 3-го дан.

Обратите внимание, что следующий перевод не является буквальным и полным, а скорее вольным и сокращенным. Это учение Шиматани, описанное одним из его учеников и интерпретированное мной. Фотографии из источника.

«Держите синай свободно пустым» - хотя это звучит легко, на самом деле это очень сложно освоить…….

Когда мы говорим о «tenouchi», мы часто имеем в виду «захват, как сжатие tenugui», однако большинство людей слишком сильно сжимают меч, в результате чего вызывают слишком сильное напряжение в руках и плечах. Захват с помощью выступающего с рукоятки наполовину мизинца может облегчить движение синая, но он разрушает его центральную ось, что затрудняет работу. Некоторые люди говорят, что в то время как захват большого и указательного пальцев должен быть в такой форме, что вы можете балансировать на них чашу сакэ, но это приводит к тому, что ваши руки зажимаются. А если вы сосредоточитесь на том, чтобы толкнуть синай во время удара как можно дальше, удар будет нанесён правой рукой. Научится ударить хороший мен действительно очень сложно.

Все ученики Шиматани изучали «tenouchi». Вы должны помнить, что, когда он начал изучать кендзюцу ( он сначала изучил Джиген-рю, но позже также узнал Асаяма итиден-рю и Итто-рю ), сэнсэи того периода делали упор на использование настоящего меча. Впоследствии учителя, жившие в эпоху Шиматани, также упоминали о том чтобы использовать синай, как если бы вы использовали настоящий меч, акцентируя внимание на tenouchi.

Tenouchi

Захват во многом зависит от используемой вами рукояти.

Мы можем разбить его на 3 типа: tenouchi в kamae, tenouchi при ударе и tenouchi после удара.

1. Пустые руки

Поместите руки вместе. Перемещение их в эту позицию изменит то, как вы держите меч / синай. Ваши запястья должны согнуться так, чтобы сформировать ту же форму, что и форма хираганы く , и они должны быть скручены внутрь. Перемещайте правую руку вперед и левую руку, как будто вы встаёте в chudan no kamae. Ваш большой палец и указательные пальцы должны образовывать кольцо, параллельное полу, и вы должны иметь возможность балансировать на них кубок сакэ.

  

2. Сжатие (chakin shibori)

Удерживая влажную ткань (tenugui), согните все пальцы и захватите ее. Используя свой мизинец, безымянный палец, средний палец и большой палец в качестве основы, скрутите ткань внутри и выжмите ее.

(Отжатие воды с полотенца делается в Японии по-другому!!!)

[Часто это именно выжимание воды из полотенца, а не выкручивание его. Прим. переводчика]

3. Размещение пальцев

Положите мизинец левой руки на нижний узел цукамаки (кожа, хлопок или шелк, привязанный к катане), кусок которой торчит. Меч должен держаться немного дальше, чем основание мизинца. Ваша левая рука не должна опираться поверх металлических креплений у основания ручки. Вы должны сжать ручку с мизинцем и безымянным пальцем, закрыть средний палец и почувствовать, как будто вы слегка давите на основание вашего большого пальца на ручке сверху. Ваш большой палец должен казаться круглым и находиться над средним пальцем. Указательный палец также кажется круглым и лежит рядом с большим пальцем.

Ваша правая рука должна держать меч также, как левая и быть примерно на 1 см на расстоянии от цубы.

3. Держите лезвие под прямым углом

Лезвие должно опускаться по центральной линии тела. Левое запястье должно быть в форме く. Лезвие должно удерживаться так, как описано выше, поэтому оно находится под прямым углом к ​​захвату. Когда вы стоите в камаэ, ваши руки не должны быть напряжены.

Левая рука должна быть такой, как если бы вы держали бумажный зонтик, и правый, как будто вы держите ребенка. То есть, не держитесь слишком сильно или слишком легко, при этом не издавая лишнего шума.

  

4. Захват синая

При захвате синая делайте это своими запястьями одинаково и убедитесь, что синай удерживается по центральной линии тела. Левая рука должна располагаться на самом конце ручки, при этом мизинец слегка сжимается снизу (небольшая часть ручки будет выступать). Пальцы должны держаться так, как описано выше, например, вы держите бумажный зонт. Правое запястье руки принимает форму く и должно быть размещено непосредственно на ручке. Ладони ваших рук должны раполагаться комфортно на синае, а ваш захват рукоятки должен быть мягким.

Я вижу много людей, которые прикладывают свои пальцы к самому верху синая, или зажимают ручку большим и указательным пальцами. Необычное tenouchi, как это, приводит к использованию силы плеча.

  

 

Функции tenouchi

1. Tenouchi, в kamae

Вы должны полностью контролировать синай, но, при этом делать это мягко. В chudan no kamae кулак в нижней части вашего большого пальца левой руки должен быть слегка вытолкнут из вашего пупка, а ксенсен должен находиться на центральной линии.

2. Tenouchi при ударе (Kiri-te)

Сгибая левую руку, переместите меч вверх по центральной линии вашего тела с ощущением отталкивания кенсена назад. Правая рука следует за левой. При разрезе делайте так, словно рисуете круг кенсеном. В этот момент вы должны сжать мизинец, кольцо и средние пальцы. В это время будут использоваться мышцы подмышек обоих рук, и в зависимости от использования мизинца правой руки верхняя часть правой руки будет растягиваться. Левая рука - движущая сила, а правая задает направление и поддержку.

Kiri-te (момент разреза): Сжатие обеих рук использует действие push и pull (нажатие правой руки, вытягивание левой руки). Когда вы сделаете это, запястья обеих рук будут растягиваться прямо. Немедленно расслабьте руки, чтобы закончить вырез. Качество «sae» (захвата) при разрезе определяется правильным сжатием и ослаблением захвата рукояти в свое время.

3. Tenouchi после удара

В момент удара хватка должна быть немедленно расслаблена. То есть, вы должны немедленно вернуть как свою хватку, так и ваш дух в состояние до удара, а затем двигаться медленно - без намека на небрежность - обратно в камаэ.

Шиматани сэсэй подчеркивал это во время практики окий мен: после удара вам следует расслабиться и немедленно позволить вашей цубе спуститься до уровня горла мотодачи, затем, медленно и без потери концентрации, вернитесь в камаэ.

Перевод Михаила и Александра Плехановых