Тачикири

Тачикири

Тачикири

https://kenshi247.net/blog/2010/06/07/tachikiri/

 

Каждый год сообщество кендо в Аомори проводит два мероприятия по тачикири. Тачикири часто переводят на английский как «тренируйся всю дорогу». Будучи практикующимся в кендо долгое время, когда я впервые стал свидетелем тачикири кейко, у меня был соблазн описать это как тренировка типа «проигравший остается». По сути, то, что происходит в тачикири, - это один человек, выбранный для этого, сражается с несколькими противниками подряд. Точный протокол для мероприятия отличается от места к месту в Японии. В Аомори есть тачикири для двух  более молодых кенши, в котором сражаются против тридцать шесть противников, а во второй раз в год -  тачикири для старших, в которых старшие сражаются против двадцать четырех противников. В этой статье я опишу порядок проведения этих событий и поделюсь уроками, которые я выучил как наблюдатель и участник (какаритэ) в этой необычной, менее известной форме обучения кендо.

История, Выбор Мотодачи и Цели

По словам моих учителей, тачикири практикуется в Японии с периода Токугава. Некоторые сэнсэи говорили мне, что в то время тачикири можно было практиковать непрерывно в течение пяти дней. Я думаю, что это как история типа: «когда я был ребенком, я ходил в школу по десять миль каждый день, в разные стороны». И, увидев 36 тачикири противника сам, у меня нет оснований думать, что тачикири возможно делать более чем несколько часов. 36 противников для младших тачикири, в их нынешнем формате, проводятся в Аомори с 2002 года.

[Редактор: приведенная выше история, конечно же, относится к знаменитым тачикири Ямаоки Тесшу]

В Аомори комитет выбирает мотодачи. Членами комитета являются кенши, которые выполняли тачикири в прошлом. Комитет возглавляет старший кенши в префектуре. По сути, комитет выбирает людей, которые, как они знают, не откажутся от предложения принять участие. Большинство членов комитета являются седьмыми данами и выше. Кроме того, группа тщательно рассматривает, находится ли человек в добром здравии, как часто он занимается, и считают ли они, что он может успешно выполнить задание. Комитет также составляет список какаритэ. Большинству мотодачи для старших соревнований около 60-ти лет, и они являются активными кандидатами на восьмой дан. Для младших тачикири, мотодачи, как правило, шестые даны и работают в направлении седьмого дана, или молодые седьмые даны. Председатель комитета по тачикири объясняет цель, состоящую в том, чтобы заниматься физически напряженными тренировками, чтобы после определенного момента у мотодачи уже не было возможности полагаться на свои физические резервы, и он должен опираться на духовные способности. В частности, он написал в своем приветствии в программе для младших тачикири 2010 года: «В тачикири мотодачи превосходит свои физические ограничения и входит в состояние, когда у него нет возможности мыслить. Он будет сражаться со своим противником неосознанно, своей духовной силой, и он начнет выполнять технику, которая будет эффективна в этом состоянии. Это контроль над самим собой, которым люди обладают подсознательно, и является примером работы мусин (無心) - единства сердца, духа и силы (心 気 力 一致) ».

Старший Тачикири Кейко

Старший тачикири кейко менее сложен по формату, чем младший турнир, поэтому я сначала объясню его. Во-первых, это событие считается (и называется) кейко, а не сиай. На площадке кто-то играет роль шимпан, но он не присуждает очки. По сути, он просто помогает удержать участников от выхода за пределы и дает сигнал хронометристу, чтобы убедиться, что мотодачи проведет полных пять минут кейко с каждым противником. Каждый матч длится пять минут. Обычно существует около двенадцати какаритэ, каждый из которых выступает в роли мотодачи дважды. Когда один из участников выходит за границы, ломает синай, попадает синаем в до химо и т. д., шимпан останавливает поединок. Поскольку существуют только такие короткие тайм-ауты, и так как для входа и выхода на площадку требуется несколько секунд, все мероприятие занимает более двух часов (5 минут x 24 противника). Если точнее - это занимает около двух часов и сорока пяти минут или больше. Как правило, человека не приглашают действовать как какаритэ, если он или она не являются пятым даном или выше. В первый раз, когда у меня была возможность стать очевидцем старшего тачикири, я помню, как думал о четвертом или пятом иппоне какаритэ: «Хорошо, я думаю, что получил иппон». Это было примерно через 25 минут. Я помню, как думал примерно через 45 минут: «Хорошо, я думаю, что мотодачи получил иппон». В этом событии почти все участники знают друг друга и практикуют друг с другом еженедельно, если не ежедневно. Поэтому я был особенно удивлен свирепостью, с которой некоторые из какаритэ нападали на мотодачи, в некоторых случаях неоднократно делая ему тайатари у стены, делая ему цуки, когда он был у стены, и т. д. Иногда во время мероприятия я чувствовал сонливость, но я помню, как думал тогда: «Как я могу чувствовать сонливость в такое время, когда кто-то намного старше меня находится под таким физическим и духовным давлением. Мне приходилось кусать язык, чтобы не зевать время от времени. Тем более, что все мои учителя были в комнате. Для меня большая часть урока, который я усвоил как наблюдатель старшего тачикири кейко, заключалась в том, что то, что я знаю как страдание, - ничто по сравнению со страданием, которое перенесли другие.

Младший тачикири сиай

Событие младших тачикири называют сиай, потому что это соревнование между двумя участниками мотодачи. Хотя у этого события в Аомори даже есть «три часа» в японском названии события, на практике у участников намного больше времени, чтобы закончить с каждым из своих 36 противников. Соревновательный аспект события заключается в том, что каждый иппон засчитывается, и победитель матча становится тот, кто имеет наибольшее количество общих побед. Матчи занимают намного больше пяти минут, так как часы останавливаются каждый раз, когда засчитывается иппон. И участники возвращаются в центр Shiaijou. Количество иппонов, которые можно набрать в одном матче, не ограничено. В тех случаях, когда я был свидетелем, в некоторых отдельных матчах счет был от 0 до 20 против мотодачи. В программа мероприятия была показана статистика прошедших событий. Наибольшее количество побед в истории этого события в Аомори было 24. Наименьшее было 4. Один интересный момент о событии в году, когда у одного участника было только 4 победы: двоим участникам в этом году были около пятидесяти лет, и ни один из них не брал воду во время мероприятия.

На первый взгляд можно сказать, что мероприятие для молодых тачикири - особенный день. Место проведения украшено красными и белыми шторами в вертикальную полоску, которые часто можно увидеть на специальных мероприятиях, таких как кагами бираки. Каждый специальный гость, помощник и взрослый партнер участников был одет в костюм и галстук. Организаторы мероприятия устроили своего рода комнату отдыха для какаритэ в соседнем додзё дзюдо со спортивными напитками, онигири и т. Д.  Было сделано все возможное, чтобы позволить какаритэ восстановиться между матчами. Там было двенадцать какаритэ и два мотодачи. Возраст какаритэ варьировался от двадцати семи до сорока шести лет, а дан - от пятого до седьмого дана. Более половины из них - действующие полицейские или тюремные охранники, некоторые члены токуренов (профессионалы). У каждого какаритэ есть шесть матчей. В течение всего мероприятия присутствовал врач (также опытный практикующий кендо). Когда каждый из мотодачи заканчивал (примерно через четыре с половиной часа после начала первого матча), врач проводил физическое обследование. После первых двух сетов из двенадцати матчей каждому мотодачи был предоставлен минутный перерыв для корректировки его химо. Было чрезвычайно интересно наблюдать за этим событием, иметь возможность слушать людей, говорящих о нем во время, и задавать вопросы после его завершения. На этом мероприятии, свидетелем которого я стал в феврале 2010 года, одному участнику было тридцать семь, а другому сорок шесть. Оба были шестые даны. Одним из моих первых наблюдений было то, что их замечательный дзансин  пропал на половине в четвертом матче. К концу события kiai был ограничен началом матча (только для некоторых матчей) и когда наносился удар. Я также заметил, что в более поздних матчах любое вертикальное движение туловища, во время фумикоми, полностью отсутствовало.

Еще интереснее было посмотреть на множество интересных, подлых вещей, которые некоторые какаритэ сделали с мотодачи. «Подлые», безусловно, является относительным [культурно]  термином, но я уверен, что наблюдатель, не знакомый с кендо и японской культурой, согласится с моим выбором этого термина. Один из какаритэ последовательно делал тайатари, или в большинстве случаев, прямо толкал мотодачи на стол для гостей и  двери додзё. Этот же человек доставил бесчисленное количество цуки в мотодачи, толкнул его на землю и несколько раз ударил его, пока он был на земле. Большую часть времени, когда это происходило, наблюдатели смеялись. Среди людей, которые смеялись, присутствовали не только несколько сэнсэи с восьмыми данами, но и доктор и даже родители мотодати. В какой-то момент мотодачи на площадке, где я сидел, повалили на пол за пределами сиайдзё прямо у ног его отца. Его отец дал ему пощечину и толкнул его обратно за белую линию. Периодически во время мероприятия я смотрел на мать мотодачи, чтобы увидеть, что ее выражение. Трудно понять, что она думает или чувствует, не спрашивая. Я не чувствовал, что было бы уместно спросить.

Одна из «подлых» вещей, которые произошли, не вызывала смеха. В какой-то момент один из особенно оживленных, агрессивных какаритэ сломал синай мотодати. Ситуация была такой - когда кенсаки мотодачи попали в ловушку под руками какаритэ и на мгновение зацепились за мунэ какаритэ. Вместо того, чтобы поднять руки и позволить мотодачи убрать синай, отступая назад, какаритэ опустил свою цуку горизонтально, перпендикулярно на среднюю часть синай, разбив правую часть мотодачи надвое. В комнате было тихо. Через несколько недель после события я спросил учителя, который был шимпан во время этого матча, почему никто не смеялся в этот момент. Интересно, что он «не помнил» инцидент, который я описал.

Один какаритэ действительно впечатлил меня. Он периодически выигрывает индивидуальный чемпионат префектуры и является выпускником университета, который очень уважают за свою программу кендо. Каждый раз, когда этот какаритэ пытался поразить мотодачи, его датоцу приводил к действительной точке. Это было увлекательно смотреть. Он полностью уничтожил мотодачи, с первого раза, когда он добрался до него, до последнего (третьего) раза. Но он сделал это искусно. Он сделал несколько тайатари и никогда не пытался вытолкнуть мотодачи за пределы поля. У меня также сложилось впечатление, что он мог использовать любую известную технику и использовать каждую возможность ударить, которую он создал. Я поймал себя на мысли, что должно быть более сложным или более деморализующим для мотодачи  противостоять такому противнику чем тому, кто более жесток.

Лечение мотодачи после окончания последнего матча резко контрастирует с лечением, которое они получают во время мероприятия. Как только мотодачи встают из последнего сонкё, к нему выбегают два чиновника и оказывают ему физическую поддержку, когда он уходит от шиайдзё. Они убирают его богу и помещают ширму вокруг него, пока он проходит медицинский осмотр. Ему дают воду и тщательно наблюдают в эти минуты после события. Примерно через пятнадцать минут начинается награждение победителей и церемония закрытия. Оба участника получают подарки. Я был озадачен, узнав на этапах планирования, что один из подарков - десять килограммов свежих яиц. Интересно что они делают с таким количеством яиц. Они также получают много литров спортивных напитков и некоторые другие памятные вещи. Кенши, успешно выполнившие задание, также могут приобрести особое До с изображением горы Иваки, вышитой на мунэ. Я был удивлен, узнав, что им его не покупают. Им предоставляется только привилегия для его покупки. Те, кто его покупают, носят его только в ошогацу (для хатсугейко – первое кейко в Новом году) и (я подозреваю, мне нужно это подтвердить), когда они участвуют в Киото Тайкай.

Уроки и Рекомендации

После того, как я стал свидетелем этого события, у меня было много вопросов. Поскольку все члены моего додзё - организаторы, бывшие мотодачи и какаритэ для тачикири, я смог получить много хороших ответов на мои вопросы. Один из джентльменов, с которым я часто практикуюсь, был мотодачи из первого (2002 года) младшего тачикири, который имел только 4 победы. Мне было очень любопытно, какое влияние усилия того дня оказали на его здоровье. Я был удивлен, услышав от него, что он не чувствовал особой боли на следующий день или два дня спустя. Он сказал, что больше всего его удивило то, что он не смог спать. Я спросил его, было ли это потому, что он проснулся из-за мышечных спазмов. Он объяснил, что причина, по которой он не мог спать, заключалась в том, что он был слишком стимулирован мысленно этим опытом. Я попросил его описать эффект, который этот опыт оказал на его кендо. Он ответил, что определенно был немедленный положительный эффект. Он описал это как чувство, что у него есть более сильная основа. Он использовал термин «koshi ga shikkari suwatte ita» (более жестко переведенный, «бедра более твердо сидят / закреплены».) Однако он уточнил это, добавив, что эффект, похоже, имеет срок годности, поэтому он не длиться вечно.

Я думаю, что только наблюдение за этим сделало мое кендо лучше. Как минимум, это дало мне осознание того, что моя парадигма о моих физических возможностях - это всего лишь парадигма, и что она может быть легко разрушена опытом, специально предназначенным для этой цели. Это также дало мне сильное желание участвовать в тачикири, просто из-за чести быть избранным какаритэ. Что касается мотодачи, то еще одна мысль, основанная на моих личных знаниях основ кенси, которые были мотодачи, заключалась в том, что я, вероятно, способен справиться с этим испытанием, только если у меня есть несколько последовательных лет ужасающего кангейко и шочугейко (кейко в середине лета – самое жаркое время) за поясом. Не то, чтобы этот опыт каким-либо образом мог физически подготовить одного к тридцати шести последовательным противникам. Я не верю, что есть что-то, что можно сделать физически, чтобы подготовиться к этому, кроме как убедиться в том, что человек гидратируется в начале. (Организаторы  поэтому проводя мероприятие в феврале.)

Но у меня осталась мотивация подумать о том, как я могу использовать преимущества тачикири в своей повседневной практике. Ключевым моментом является привыкание брать противников один за другим в течение длительного периода времени. Это трудно в Японии, когда ты взрослый человек, а твой противник более молод. Скорее всего, большую часть времени в додзё в качестве взрослого практикующего вы будете проводить в очередях. Вот краткое изложение моих рекомендаций:

- Старайтесь регулярно посещать практику, где группа проводит Маварийко.

- Участвуйте в кихоне, даже если вы лидер группы. Делайте кихон в ротационном формате, а не в линиях, если позволяет пространство, и если ваша позиция в группе позволяет вам сделать такую схему.

- Если вы не в состоянии пойти на практику для взрослых, где они делают маварикейко, отправляйтесь в среднюю школу или даже в практику для младших классов средней школы, где вы можете стать мотодачи для детей во время дзикейко.

- Не избегайте какаригейко. Постарайтесь попросить об этом. Даже если ваши старшие оппоненты не практикуют его давать, просите об этом в конце каждого дзигейко.

- Всегда переходите к самой короткой линии после того, как закончите со старшим человеком или человеком, от которого вы хотите больше всего кейко.

- Если вы в состоянии управлять практикой, на самом деле проводите тачикири кейко, но делайте это с полным вниманием к состоянию здоровья и гидратации мотодачи (или вашего, если вы собираетесь быть мотодачи).

 - Старайтесь сделать взаимный обмен в каждом кейко, независимо от уровня ваших оппонентов.

Я заканчиваю эту статью мыслью, которая возникла у меня, когда я впервые смотрел тачикири кейко, старшего тачикири, в котором мотодачи был пятидесяти восьмилетним кандидатом на восьмой дан. Я стоял в углу додзё с видеокамерой, и он сидел на полу рядом со мной, председатель комитета по тачикири (также старший кенши в Аомори), смеясь и беседуя с кем-то, кто сидел рядом с ним. В какой-то момент я услышал, как он сказал что-то вроде: «Хммм, я должен просто вмешаться и остановить это? Я не уверен, что он сделает это ». Этот комментарий заставил меня задуматься о природе доброты. В этой ситуации, будет ли добрым жестом вмешаться и остановить испытание? Или это будет настолько эмоциональным разочарованием, что умственный ущерб мотодачи перевесит физический ущерб, который он может получить? Наблюдение за некоторыми из самых жестоких людей в действии в младших тачикири заставило меня задуматься о том же. Основываясь на умственных достижениях, которые люди получают от этого опыта, я думаю, что физическая травма, которую человек испытывает во время мероприятия, на самом деле является редким подарком.

Перевод Андрей Кусургашев