Сонкё

Сонкё

 

https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/11/%E8%B9%B2%E8%B8%9E%EF%BC%88%E3%81%9D%E3%82%93%E3%81%8D%E3%82%87%EF%BC%89/

Сонкё

Статья Нагао Сусуму (Профессор Университета Мэйдзи)

Почему необходимо выполнять сонкё в кендо?

В кэндо мы обязаны делать соньке до и после тачиая (матча), а также во время тренировки, причем делается это вместе с поклоном. Когда началась эта традиция?

В дэнсё (письменных записях) школы фехтования Катода Синкагэ-рю тщательно записаны детали фехтовальных матчей, которые проходили в последние дни сегуната Токугава. Одним из таких примеров является дэнсё под названием Кендо Согаку Сучи (1860). (Профессор Мураяма Киндзи, университет Сига, провел тщательное исследование по этому вопросу). В этом дэнсё есть запись об «этикете орисики». Моя интерпретация заключается в том, что вы приседаете обеими ступнями, образуя «Т», как деревянный молоток будильника, с талией расположенной ровно выше. Ноги разведены, левое колено на полу, правое колено немного выше взгляд направлен вперед, а не вниз напряжение в шее, спина прямая с опущенными плечами. Ягодицы не выступают, а нижняя часть живота вытянута наружу. Во время проведения этикета орисики важно быть морально подготовленным. Другими словами будьте готовы победить соперника еще до начала матча. Это требует творчества и усердной подготовки.

«Присядьте с ногами, образующими «Т» как деревянный молоток будильника, с талией, расположенной ровно выше». Это звучит похоже по форме на сонкё. Однако, учитывая, что левое колено касается пола, есть небольшая разница между этим и сонкё в современном кендо. Термин «орисики» означает, что одно из колен касается пола и его часть можно найти в книгах, изданных между ранним современным и современным периодом как техника удара в кендо. Примером является орисики-котэ, которое упоминается в 68 техниках кендзюцу. В современных условиях оно напоминает кацуги-котэ с левым коленом на земле (Этот термин также появляется в книгах, таких как Чиба Сусаку Сэнсэй Дзикидэн Кендзюцу Мэйдзин-но Хокусин Итто-рю).

В Кендо Согаку Сучи упомянутом выше, предыдущий абзац «этикет орисики» назван «Как подготовиться перед матчами». В нем говорится: «Во время выполнения орисики протоколы нашей школы (Катода Синкагэ-рю) диктуют, что мы также не исполняем поклон. Тем не менее, какаритэ (нападающий) должен выполнить поклон старшим с чувством смирения и благодарности за возможность практиковать с ними, а старшие должны ответить взаимностью».  Это может создать впечатление, что фехтовальщики не кланялись когда тренировались со своими сверстниками или практикующими из других школ, но истоки традиции поклона в современном кендо можно проследить. В Чиба Сусаку Сэнсэй Дзикидэн Кендзюцу Мейдзин-хо, тренировочные сессии Дзисинкагэ-рю описаны следующим образом:

Фехтование Дзикисинкагэ-рю довольно экстремально и они выполняют орисики или кикё (может относиться к другому кикё который звучит одинаково, но использует другие китайские иероглифы, и означает приседать с обоими коленями на земле, с весом на подъем свода стопы и ягодицами, расположенными на пятках) в каждом матче и дышат глубоко. Однажды столкнувшись со своим противником, они сразу же принимают дзёдан-но-камаэ и готовы нанести удар, будучи все время на шаг впереди противника… Сталкиваясь друг с другом, если противник встает слишком быстро, они останавливают его говоря: «Не так быстро», так, что это напоминает начало боя сумо. Причина, по которой они дышат глубоко, заключается в том, что они могут замедлить свое быстрое сердцебиение».

Сонкё в современном кендо, по-видимому, является остатком традиции орисики или кике (кидза) в японском фехтовании с раннего нового времени, которая была передана в несколько иной форме.  Она, возможно, стала более похожа на нынешнее сонкё (с правой ногой, расположенной немного впереди, левой так, что тело естественно наклоняется влево) и получила широкую известность с распространением «Дай-Ниппон Тэйкоку Кендо Ката» (нынешний «Ниппон Кендо Ката») от Тайсё и раннего периода Сёва. В ходе этого процесса, я считаю, что значимость того, «как победить противника до того как матч начнется с помощью умственной самоподготовки» из Катода Синкагэ-рю, или «Как замедлить сердцебиение» в Дикисинкагэ-рю, была отражена в сонкё, орисики или кикё.

Китайский иероглиф, используемый для написания «сон» в сонкё означает «присесть», а также символ, который представляет «кё». Сонкё, при использовании в отношении чайной церемонии, может быть прочтен как «цукубай», и это относится к каменному умывальнику, который находится низко на земле за пределами чайной комнаты для гостей, чтобы помыть свои руки перед входом. Идея такая же, как очищение рук и рта в святилищах. В чайной церемонии, однако, необходимо присесть, чтобы достать до умывальника. Кажется, что присев на корточки и находясь близко к земле во время мытья рук, человек способен морально и физически подготовиться перед входом в особое или священное место – чайную комнату.

Исходя из этого, сонкё в кендо или сумо может также иметь такое же значение в том смысле, что практикующий собирается войти в специальную или священную область и провести «чистый» матч, чтобы проверить свои навыки. Действительно сонкё в сумо является частью ритуала, в котором участвуют борцы после того как они вошли на помост. Отсюда они кланяются друг другу пальцами вниз, хлопают в ладоши, разводят руки и затем поднимают ладони вверх, чтобы доказать что у них нет оружия.

Кроме того, в практике сумо борцы выполняют сонкё в начале боя, чтобы замедлить свое сердцебиение. Это кажется связанным с вышеупомянутым методом Дикисинкагэ-рю замедления сердцебиения. Почему сонкё вместо поклона стоя? Возможно, было известно, что в положении сонкё человек будет более осведомлен о нижней части живота и суставах, что приводит к более быстрой активизации через дыхание тандэн.

В заключение, сонкё уходит своими корнями в японские традиции как способ проявления уважения при входе в особое или священное место или как способ контроля своего дыхания. То же самое можно сказать о кендо, но в дополнение к этому, оно также имеет значение как форма этикета и служит способом тренировки ума, в которой человек стремится выиграть до начала матча. Оба эти направления мыслей берут начало в раннем современном периоде кендзюцу.

Перевод Владимира Синякова