Рациональный способ обращения с мечом (синаем)

Рациональный способ обращения с мечом (синаем)

Рациональный способ обращения с мечом (синаем)

https://kendonotes.files.wordpress.com/2017/06/rational-method-of-handling-shinai.pdf

Знай путь меча

В общем, когда вы замахиваете синай, вы замахиваете его из цука гашира (柄頭)  так, чтобы острие синая могло делать большую дугу. Однако это вызывает большую нагрузку на левое запястье, потому что цука гашира (柄頭) используется в качестве опоры. Также необходимо, чтобы правая рука прилагала силу; поэтому необходимо усердно тренироваться с субури (素振り), используя тяжелый синай или бокуто, чтобы развить силу ваших рук и кистей.

Однако Миямото Мусаси говорит в своем «Горин Сё (五輪書)» следующее: «Чтобы знать путь меча вы должны быть способны замахиваться своим мечом двумя пальцами свободно, с правильной Хасудзи (刃筋).

Замах с центром тяжести синая (Ц/Т)

  • Давайте сфокусируемся на центре тяжести синая (Ц/Т). Попробуйте балансировать ваш синай на кончике пальца. Вы можете найти точку, которая балансирует синай горизонтально. Эта точка является Ц/Т синая. Обычно она находится немного ближе к острию синая и измеряется от самой широкой части бамбукового соединения и находится примерно в 20 см. от Цуба Мото (鍔元).
  • Если вы попытаетесь поднять Ц/Т, вам необходимо относительно большое усилие, но если Ц/Т зафиксирован и вы попытаетесь вращаться вокруг Ц/Т предмета, вам не нужно больших усилий.
  • Большая сила необходима для того, чтобы вращать синай из цука гашира, потому что Ц/Т смещен; однако вам не нужно много сил, если вы вращаете синай возле центра тяжести.
  • Когда вам нужно делать замах синаем одной рукой в стойке нито-рю или дзёдан, вам нужно рассмотреть этот способ датоцу, используя Ц/Т синая. Секрет заключается в том, что вы можете держать синай с наименьшим количеством силы. Этот принцип является основным, и применим для Моротэ итто-рю (諸手一刀流), стиля владения мечом двумя руками.

Метод смещения Ц/Т синая

  • Подумайте, что вы можете сделать, чтобы переместить Ц/Т синая из позиции камае чудан (中段) в позицию удара Мэн быстро и эффективно.
  • Движение Ц/Т синая по прямой линии из точки А в точку Б, очевидно даст лучший результат.
  • Следовательно, если вы хотите быстро ударить противника, вам нужно сместить Ц/Т синая из начальной точки А в конечную точку Б по прямой линии (наименьшее расстояние) и ударить, вращая синай возле центра тяжести.
  • Это самый эффективный способ, если вы хотите просто коснуться синаем Мэна противника. Этот метод легко используется, когда вам нужно ударить одной рукой, как в нито-рю или из стойки дзёдан, потому что точка А для этих стилей находится выше точки Б и все что вам нужно – это сместить ее в нужном направлении.
  • Однако точка А ниже, чем точка Б в камае чудан.
  • Поэтому, если вы хотите ударить из точки А, позиции чудан, в точку Б, позицию Мэн, вы должны сместить Ц/Т синая диагонально вверх. Сила, которая смещает Ц/Т диагонально вверх, компенсируется весом синая, а сила датоцу слабеет. Для того чтобы эффективно нанести удар Моноучи (物打ち) в кендо, важно использовать нисходящее движение с вращением синая.
  • Важно увеличить скорость синая в момент удара и сохранить/поддержать силу датоцу. Эта рабочая техника называется Тэно Учи но Саэ (手の内の冴え), которая использует подвижные запястья и локоть, чтобы сделать быстрое движение синаем.
  • Если вы попытаетесь без Тэно Учи (手の内), удар может быть быстрым, но закончится слабым ударом, показывающим, что вы только коснулись мэна, а не ударили. Этот удар мэн вы можете наблюдать среди молодых школьников, и он грубо называется «Саси Мэн  (刺し面).»
  • Чтобы произвести сильный, мощный удар, необходимо сместить Ц/Т синая на более высокий уровень. А именно, необходимо поднять Ц/Т на уровень выше, чем точка Б и затем применить эту технику, используя вес синая.
  • Эта операция подъема синая вверх назывется Фурикабури (振りかぶり). Обычное движение Датоцу начинается с Фурикабури и затем смещается вниз. Т.е. смещая Ц/Т синая выше, чем точка Б, в точку В и затем смещая Ц/Т из точки В в точку Б, одновременно перемещая синай во время удара.

Центр тяжести синая рисует параболический путь

  • Изображение «Фурикабури» синая заключается в том, что вы смещаете Ц/Т синая от передней части тела, проходя над головой и задней частью тела. Снова Ц/Т возвращается на передний план, когда вы ударяете противника.
  • Если вы посмотрите на это со стороны противника, он видит синай, который должен ударить его и движется назад, а затем возвращается к нему в два счета в ритме тайминга. Этот метод Фурикабури легко воспринимается противником, и он воспользуется этим преимуществом, чтобы победить в два счета, два шага движения Датоцу.
  • Затем вам необходимо рассмотреть, какой метод Фурикабури является наилучшим, чтобы избежать этой проблемы.
  • Давайте рассмотрим движение Ц/Т синая еще раз, где вы делаете взмах вверх и вниз для удара. Путь Ц/Т синая будет следующим: он движется вверх из Камаэ Чудан над головой противника Фурикабури и затем идет вниз Фуриороси (振り下とし, движение вниз). Вопрос заключается в том, как математически вычислить место, при котором точка следует гладкому пути, которое движется вверх и вниз.
  • Вы можете найти ответ, выбрасывая свой синай в позицию удара мэн, замечая путь, который пройдет Ц/Т синая. Ц/Т синая будет пытаться принять фокус снаряда, путь параболической дуги. Этот метод является самым простым (наименее энергозатратным) способом перемещения синая вверх и вниз для удара противника.

Коси Сидо (腰始動) и Удэ Сидо (腕始動), начало бедра и начало руки

  • Как сделать взмах синаем так, чтобы Ц/Т синая следовал пути снаряда?
  • Если вы сделаете взмах синаем вверх не перемещая тело и сделаете взмах вниз, чтобы ударить мэн, когда движетесь вперед, Ц/Т синая движется вверх и назад, а затем вперед. Это основа, Кихон (基本), Субури (素振り) для Мэн Учи Санкёдо (面打ち三挙動). Для того чтобы не смещать Ц/Т синая назад во время удара, ваше тело должно перемещаться вперед, когда вы делаете взмах вверх, как будто вы проходите под Ц/Т синая.
  • А именно, вы передвигаете правую ногу вперед и ваше тело под Ц/Т одновременно, вы делаете взмах синаем вверх так, что когда он достигает пика параболы, вы делаете взмах вниз, чтобы сделать удар с приставлением левой ноги.
  • Этот метод называется Коси Сидо (腰始動), и его следует использовать для основ, Кихон (基本), Субури (素振り) для Мэн Учи Иккюдо (面打ち一挙動), Мэн в ритме на один счет.
  • Однако, этот метод (начало бедра) затрудняет практику Ки Кен Тай Ичи (気剣体一致) для начинающих. Поэтому их учат делать взмах синаем вверх без движения правой ногой (и телом) и взмах вниз для удара мэн во время движения вперед с правой ногой, за которой сразу же следует левая нога. Этот метод называется Удэ Сидо (腕始動).
  • Удэ Сидо (腕始動) относительно легко получить тайминг Ки Кен Тай Ичи (気剣体一致), потому что вы стабильны на двух ногах на полу в течение Фурикабуи. Однако этот метод Удэ Сидо требует двух шагов, в ритме на два счета, что делает сложным применение Сэмэ против противника, потому что Ц/Т Синая возвращается в течение Фурикабури и не рисует  непрерывный параболический путь, соединяющийся со взмахом вперед.
  • Более того, этот метод имеет тенденцию к прыжку с левой ноги (колено и лодыжка прямые и вытянутые) и с правым коленом поднятым вверх, и наносит удар, когда правая нога находится в воздухе. Эта форма называется «Тип Поршня», термин введен Имафуку Ичидзю (今福一寿), автором «Учения о движении тела при ударе мэн в кендо».
  • Эта форма рассматривается как Тобикоми Мэн (飛び込み面) среди молодых старшеклассников в журнале Кендо, характеризуется высоко поднятой правой ногой и вытянутым телом, чтобы сформировать почти прямую линию с пальцами левой ноги, коленом, бедром, плечом и острием синая.
  • Об этом говорится в том смысле, что эта форма является безупречной формой спорта с очень красивой стойкой, в частности техника удара мэн острием синая. Однако также говорится, что эта форма заканчивает технику в момент поражения цели.
  • Другими словами, техника, показанная в этой форме, уточняется и совершенствуется  с целью удара мэн; поэтому она выполняет свою цель в момент удара мэн.
  • Однако первоначальная цель движения Мэн Датоцу – это не только удар мэн, а демонстрация необходимости движения тела после датоцу. Это может быть так просто как демонстрация Заншин или завершение с другим ударом, чтобы быть уверенным в победе.
  • Поэтому, когда говорят Мэн Учи как кендо, правая нога должна быть на полу во время удара мэн, а левая нога должна быть приставлена к правой во время Кирикоми (切り込み), перед разрезом.
  • Существует разница в тайминге тела и работы ног между «Мэн Учи как кендо» и методе Мэн Учи Удэ Сидо (腕始動), который фокусируется на ударе или касании мэна синаем в спортивном аспекте. Легко понять, что Мэн учи как кендо – это «Нога впереди головы».
  • Горин Сё (五輪書) Миямото Мусаси содержит параграфы: «Тело заменяет Меч». «Нельзя атаковать тело и меч одновременно». «Сначала атакуйте телом и ударьте мечом независимо от тела», в соответствии с обстоятельствами противника. «Тело идет первым, затем удар мечом», внимательно изучите это и тренируйтесь. Это учение Коси Сидо (腰始動) типа Датоцу.
  • Метод Датоцу типа Коси Сидо (腰始動) сложно усвоить начинающему, потому что тайминг для Датоцу требует хорошего баланса вашего тела. Поэтому многие инструкторы кендо сегодня учат использовать тип Удэ Сидо (腕始動).
  • Однако если вы изучаете только тип Удэ Сидо (腕始動) для кендо Датоцу, у вас будут трудности, когда вы станете старше (30 – 40 лет) и ваши мышцы ног ослабеют, или когда вы будете сдавать экзамен на 4 – 5 дан кендо. Желательно постепенно менять тип Удэ Сидо (腕始動) на Коси Сидо (腰始動), если это возможно.

Основные моменты движения Мэн Датоцу:

  • Смысл удара Мэн используя Коси Сидо (腰始動) заключается в том, что вы никогда не используете правую руку, чтобы поместить синай над головой (Фурикабури, 振りかぶり) потому что Ц/Т синая направлен назад без необходимости.
  • Вместо этого вытяните левую руку и сделайте взмах вверх, как будто вы бросаете свой синай над противником и одновременно перемещаете тело с правой ноги так, что ваше тело движется под Ц/Т синая, и когда Ц/Т синая находится в самой высокой точке, правая нога касается пола, а левая нога приставляется, и делается взмах синаем одновременно всеми тремя движениями. Важно овладеть этой техникой, сознательно осознавая движение Ц/Т синая и практикуя Субури (素振り) так, чтобы траектория Ц/Т синая держала путь красивой параболы.
  • Разница между большим Мэн Субури и практичным маленьким Мэн Учи заключается в размере параболы, рисуемой Ц/Т. Если парабола большая и высшая точка Ц/Т высокая, вы можете сделать сильное Датоцу, используя вес синая; однако, скорость движения Датоцу замедляется из-за большей длины дуги этой параболы.
  • С другой стороны вы теряете силу Датоцу, если парабола становится небольшой, а наивысшая точка Ц/Т становится ниже, когда вы хотите ускорить движение Датоцу. Поэтому необходимо ускорить движение острия синая вращательной силой с Тэноучи (手の内), чтобы компенсировать потерю мощности.
  • Поэтому обучение техники Мэн Учи заключается в том, чтобы добиться наиболее эффективной параболической траектории, которая приводит к Юко Датоцу (корректный удар).

Принцип Саэ (冴え, точность) в Датоцу (打撃, удар)

  • Сила Датоцу физически определяется скоростью острия синая и силой, направленной руками во время удара. Чем выше скорость и больше сила, тем мощнее  Датоцу.
  • Но быстрое размахивание синаем, слепое и сильное, является пустой тратой энергии, потому что это не передает силу острию синая. Поэтому необходимо изучать эффективный метод Датоцу, который увеличивает скорость острия синая и ведет к максимальной силе в момент удара.
  • Этот метод использует закон движения Ньютона. Когда объект вращается, он вращается вокруг Ц/Т объекта. Чтобы увеличить скорость острия синая, вы должны увеличить угловую скорость, сосредоточенную в Ц/Т синая, не в левой руке.
  • Чтобы понять это, можно посмотреть на изображение фигуристки, которая вращается с вытянутыми руками и ногой. Чтобы увеличить скорость вращения, она прижимает руки и ноги ближе к центру вращения.
  • Если сила вращения такая же, то точка ближе к оси вращения вращается быстрее, чем та, что дальше от оси. Другими словами, вместо взмаха (вращения) синаем из левой руки на Цука Гашира (柄頭), скорость острия синая будет выше, при вращении в Ц/Т синая.
  • С другой стороны, сила Датоцу, в основном вес синая, выше, когда синай держат дальше от Ц/Т. Сила Датоцу выше, когда Дайто (大刀) используется вместо Сёто (小刀).
  • Понятно, что метод силы Датоцу заключается в осуществлении движения Датоцу дальше от Ц/Т и передаче силы вращения к Ц\Т, увеличивая скорость вращения острия синая в момент удара.
  • А именно, в начале поднимите и начните вращение тяжелого и большого предмета довольно далеко от Ц/Т и постепенно уменьшайте расстояние силы от Ц/Т, чтобы увеличить скорость вращения, таким образом осуществляя силу удара.
  • Метод уменьшения расстояния в случае с фигуристкой заключался в том, чтобы уменьшить расстояние путем сжимания рук и ноги к оси вращения, Ц/Т. Напротив, вы можете перенести ось вращения для уменьшения этого расстояния. В случае с синаем вы можете ускорить острие синая путем смещения точки вращения к острию синая.
  • Например, сначала вы делаете взмах синаем с левой руки и вращаете Цука Гашира (柄頭) и затем смещаете точку вращения к Ц/Т синая, где это наиболее эффективно.
  • Хорошим примером применяемого метода является «хлыст». Хлыст сконструирован для того, чтобы передать силу, порождаемую рукой с помощью большого взмаха. Сила перемещается к кончику хлыста путем перенесения точки вращения, таким образом делая движение меньше и быстрее по направлению к кончику.
  • В абзаце говорится: «Качайте синай как хлыст», исходя из этого учения. Обратите внимание, что удар хлыстом показывает больше силы, если его основание толстое, тяжелое и большой длины.
  • Поэтому синай также будет давать больше силы, если он толстый и тяжелый в Цуба Мото (鍔元) и большей длины. Однако вес синая и его длина ограничены правилами, а также есть предел силы в зависимости от того, кто делает взмах синаем.
  • Идея использования рук и тела в качестве продолжения синая возникла естественно.
  • Вместо того чтобы использовать запястье левой руки на Цука Гашира (柄頭) в качестве оси вращения, когда вы делаете взмах синаем, использование локтя в качестве оси вращения увеличит силу. И использование плеча должно быть лучше, чем использование локтя. Наконец можно сделать вывод, что использование тела в бедре и животе в качестве оси вращения должно произвести наилучший результат для сильного удара Датоцу.
  • Поэтому отправная точка для взмаха синая – это использование бедра в качестве оси вращения и затем переносе ее на плечо, локоть, запястье и, наконец, на Ц/Т синая. Таким образом, все тело используется как принцип хлыста для того, чтобы передать силу удара острию синая. Этот метод позволяет произвести очень сильное и мощное движение Датоцу.
  • Поэтому в старые времена учили начинать от бедра и делать взмах синаем от плеча.

Перевод Владимира Синякова