Происхождение техники Кендо. Часть 1. Процесс формирования «Фумикоми-аси»

Происхождение техники Кендо. Часть 1. Процесс формирования «Фумикоми-аси»

 

https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/06/剣道技術の成り立ち/

Происхождение техники Кендо

Профессор Нагао Сусуму (Университет Мэйдзи)

Процесс формирования «Фумикоми-аси»

В конечном счете, ядром культуры движения кендо является юко-датоцу (или иппон), действительный удар. Действующие правила Синай и Синпан кендо определяют юко-датоцу (действительный удар) как «точный или колющий удар, выполненный точно в цель с датоцу-бу синая под правильным режущим углом с полным кисэй (дух и уверенный голос), правильным положением тела, и дзаншин (умственная и физическая боевая готовность; уверенное завершение атаки и удара)». Также в рамках инструкции кендо есть много тех, кто учит идее, что удар с «ки-кен-тай-ичи» или единствоом ки (духа), кен (меча) и тай (тела) представляет собой действительный удар. Эта концепция объясняет «ки как жизнеспособность, кен как движение синая и тай как движение тела и правильная позиция. Когда эти элементы завершаются с соответствующим таймингом в одно движение, они отвечают требованиям юко-датоцу» (Официальный справочник к руководству кендо; Японско-английский словарь кендо).

Обоки Теруо из университета Сайтама провел большое исследование, посвященное философии «ки» в кендо, в этой статье я хотел бы сосредоточиться на элементах кен (движения/управления синаем), и тай (положения тела связанного с работой ног и движений тела).

В тексте Ёсёнэн Кендо Сито Ёрё («Руководство кендо для обучения детей»), предшественнике официального справочника к руководству кендо, объяснение ки-кен-тай-ичи описывает элемент тай как «положение тела, которое включает в себя топанье ног с устойчивой нижней частью спины». Это действие, «топот ног», или «фумикому», может рассматриваться как уникальное движение в кендо. Конечно, в ката классических школ меча можно увидеть частичные и мгновенные движения топанья ног, однако, как правило, эти ката состоят из скользящих ног, таких как аюми-аси, окури-аси и хираки-аси. Поэтому, начиная с акцента на этом топающем движении, я проанализирую, как этот метод работы ног развивался на протяжении истории кендо, чтобы стать признанной частью его modus operandi (образа действия).

Также как новичка учат наносить удар шомэн-учи в голову, на ранних стадиях распространено выполнение окури-аси во время практики субури и кихон-учи. Только после достижения более высокого уровня мастерства в этом упражнении, новичка обучают наносить удар с фумикоми-аси. Тем не менее, в отличие от шага окури-аси, фумикоми-аси обычно сопровождается «ёсэй» (избыточная сила/импульс/движение вперед после выполнения удара). Хотя я могу вспомнить нескольких инструкторов, которые учат фумикоми-аси не используя ёсэй, реальность такова, что в сиае (матчах), атаки, которые сопровождаются последующим импульсом, рассматриваются как имеющие дзаншин и считаются юко-датоцу. Кроме того, это также проявляется на экзаменах на более высокий уровень. Это позволяет предположить, что среди многих людей, которые принимают участие в кендо, ёсэй считается «инерцией, которая является результатом фумикоми-аси», и воспринимается как неизбежная часть техники кендо.

Однако признание ёсэй частью техники кендо произошло сравнительно недавно. Это было примерно в начале периода Сёва (1926-1989), произошло обсуждение ёсэй, которое сопровождало фумикоми-аси. Накаяма Хакудо ханси (1872-1958) отметил: «Даже если бы кто-то намеревался провести атаку с тачи (мечом), по популярному в нынешнее время стилю кендо, он бы просто нанес удар руками, и его тело не было бы устойчивым в течение последующих двух или трех шагов. Что бы произошло, если бы кто-то попытался сделать это в лодке? Даже если бы он опрокинул своего противника, он бы и сам упал в воду. Вы должны совершать только необходимое количество движений и наносить удар из иссоку-итто (дистанция один шаг – один удар)» (Журнал университета Кейо, Цуруги, выпуск 6, 1934). Таким образом, по мнению эксперта в техниках нихон-то, Никаяма ханси, существовало явное неприятие ёсэй.

Тем не менее, ёсэй, который идет с фумикоми-аси (как говорит Накаяма ханси, «по пути популяризированного кендо») с этого времени стал распространенным в сиай и кейко. Среди выпускников Токийского педагогического училища (предшественника университета Цукуба), где преподавал Такано Сасабуро ханси, ёсэй поощрялся, и были даже те, кто пытался применить к нему теоретическое понимание. В книге Кендо-гаку (1924), написанной Канэко Киндзи, фумикоми-аси было названо «фумикири», и для подробного описания идеи использовались схемы и рисунки. Также в работе Томинага Кенго под названием Моттомо дзисайтэки на гакусэй кендо но ики (1925) говорится, что в процессе норикоми-мэн «вам нужно отбросить беспокойство за свое тело в сторону и с дистанций в один меч выполнять атаки, которые доминируют над противником… помимо этого, во время взмаха мечом следует сделать рывок вперед на один шаг, чтобы войти на близкую дистанцию… при этом использовать ёсэй с чувством выталкивания противника». Это текст, который четко подтверждает идею фумикоми-аси и возникающего ёсэй.

Тема фумикоми-аси ставшая непременным атрибутом техники кендо, и возникающая инертность ёсэй, ставшая общепринятым компонентом, описанная в текстах периода Тайсё, связана с тем, что эта работа ног была распространенной практикой в кендо тех дней, что обуславливает необходимость применения теории в такой практике. Итак, когда же техники сосредоточились на атаках с топаньем, и последующий импульс ёсэй на самом деле начал появляться? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала взглянуть на развитие использования кендо-гу (богу) в кендзюцу.

На основе исторических документов становится ясно, что примерно в 1660-х годах доспехи, известные как «кавагусоку» (доспехи сделанные из шкуры с животных) и «мэн’аго» носили во время обучения в некоторых школах меча (Накамура Тамио, «Кендо-гу то додзё но хаттацу» в Кендо но рэкиси). Во времена Сётоку (1711-16) в регионе Канто, Дзикисин Канэ-рю сделали различные улучшения брони и во времена периода Хорэки (1751-64) Итто-рю Наканиси-ха приняли его использование. Отсюда, число школ меча, использующих кендо-гу (особенно мэн и котэ) на тренировках и в сиаях продолжало расти, и к концу 1700-х доспехи были замечены по всей стране.

Однако в книге Дай-Ниппон кендо-си (1934) написанной Хори Сёхэй относительно кендзюцу говорится, что «человек будет держать фукуро-синай длиной примерно 1 метр (3 сяку 3 дзун) и двигаться в обычной прогулочной манере (подобно сегодняшнему ката). Т.е. было нормально двигаться вперед и резать, идя справа налево направо, или слева направо».

После этого в период Тэмпо, Оиси Сусуму, мастер кендзюзу и содзюцу (копье) области Чикуго Янагава обладал синаем длиной 5 сяку 3 дзун (приблизительно 161 см.), когда он путешествовал по различным додзё во время двух своих посещений Эдо (1833 и 1839). В результате его влияния, использование более длинного синая быстро распространилось. Кроме того, «когда рукоять синая была меньше, чем 8 сун (около 24 см) в длину, это было удобно для перемещения в обычной прогулочной манере. Однако с изменением синая на более длинный, рукоять была удлинена примерно до 1 сяку 3 дзун (около 39 см). Таким образом, чтобы передвигаться пешком камаэ (стойка) также становилось неустойчивым. Поскольку его было трудно контролировать, метод движения, подобный тому, который использовался в ката, был заменен работой ног, перемещающей правую и левую ногу в шаркающей или скачущей манере. Нынешняя работа ног возникла из этого и в сравнении с работой ног в старые времена, она больше подходит для быстрого перемещения на деревянном полу – т.к. сложнее получить движущую силу и трудно передвигаться по грязи таким образом». При этом «окури-аси» в кендзюцу стало преобладающим и, как добавляет Хори ханси, это привело к образованию «кендзюцу на деревянных полах» и отличительной работе ног синай-кендзюцу.

К сожалению, точный источник, из которого Хори ханси берет основу для своего рассказа, четко не указан. Однако по рассказам Отани Сэйичирё (Дзикисин Кагэ-рю), который, как говорят, победил Оиси, а также Будзюцу дзацува, предполагалось, что «стало привычным в кейко последних лет использовать более длинный синай, и все больше и больше людей владеют синаем, который тоньше чем раньше, 3 сяку 6-7 дзун (примерно 109-112 см.) от острия до цуба, и включая длину рукояти, делающую его 5 сяку (около 152 см.) или больше. В кейко существует много возможностей для победы с более длинным мечом… настоящие мечи тяжелее и владеть ими чрезвычайно трудно в отличие от синая». Как предполагается в этом отрывке, очевидно, что популяризация более длинного синая была одной из важных причин в развитии уникальных техник в синай кендзюцу, которые отличались от традиционных кендзюцу (Эномото Сёдзи, «Бакумацу кендо ни окэру нидзутэки сэйкаку но кэйсэй катэй» в Нихон будо-гаку кэнкю).

В период Тэмпо (1830-44), Мидзуно Тадакуни, член совета старейшин сёгуната, стремился ослабить запрет на тарю-дзиай (межшкольные матчи) в целях содействия концепции бун-бу или сбалансированного изучения литературных и военных искусств. Вслед за этим тарю-дзиай были проведены открыто и официально (тарю-дзиай Оиси также это обеспечил), и различные кланы начали проведение официальных конкурсов в своих резиденциях в Эдо. В четвертом году Каэй (1851), воин Курумэ, Муто Тамэкичи отправил письмо своему учителю Като Такачиро о конкретном сиае, проходившем во владении Тодо резиденции Эдо. В нем он рассказывает об аттестации второго сына Чиба Сюсаку (Хокусин Итто-рю), Эйдзиро. «Используя дзёдан, чудан, гедан 上達、就レ中、и сэйган, в матче он наносил удар и колющий удар с фумикоми. Его атаки были сделаны с божественной скоростью 中(あたり)と云、気前と申、実に一点の申分無二御座一…» Он выполнял техники с фумикоми и с невероятной скоростью. (См. Мураяма Киндзи, «Судзука кадзо, Катодадэн-сё «кендо хисики»). Кроме того, охватывая периоды Кока и Каэй (1844-54), Кодзака Масатака (владение Химедзи), последователь Чиба Сюсаку, дал многочисленные ссылки на «фумикоми» и «тобикоми» в своем тексте Чиба Сюсаку-сэнсэй чокудэн кендзюцу мэйдзин-хо. В Хокусин Итторю бакумацу (к концу периода Токугава), было признано что эта «божественная скорость» может быть достигнута с действиями «фумикоми» и «тобикоми».

Эти идеи были созданы по разным причинам и, чтобы повысить наше понимание, полезно поближе взглянуть на содержание Чиба Сюсаку-сэнсэй чокудэн кендзюцу мэйдзин-хо. В 3 главе книги, «стремление к знаниям в кендзюцу» говорится, что «при нанесении удара по мэну противника из аи-гедан (взаимный гедан) или аи-сэйган», предполагается, что, так как чрезвычайно трудно игнорировать движения меча противника вверх и вниз, «следует наносить удар, как только острие меча противника опустится». Кроме того, когда противник позиционирует себя, чтобы нанести колющий или режущий удар, он совершит атаку, как только вы сделаете большой взмах. Поэтому рекомендуется «быть готовым к атаке в середине взмаха. Конечно, идеально атаковать с фумикоми вглубь на дистанции иссоку-итто (дистанция «один шаг, один меч»)».

Причина, по которой предлагается двигаться вглубь расстояния исоку-итто с фумикоми, заключается в том, что «когда вы боитесь меча противника, вы склоняетесь выполнять атаки нерешительно, и, вероятно, вам будет противостоять колющий удар, такой как «Номер 3» (мэн-нуки-цуки). Поэтому шаг с фумикоми и атака лишат противника возможности для колющего удара. Нужно проверить эту идею. Как говорится в стихотворении: «Ниже скрещенных мечей ад; но, ступая с фумикоми, вы способны увидеть рай». Таким образом, необходимо отбросить свои сомнения и атаковать из иссоку-итто». Другими словами, «оставив позади неопределенность и прыгнув, атакуя мэн (на половине взмаха) из дистанции иссоку итто, можно подавить меч и колющие техники противника». Это явно связано с учебными теориями современного кендо.

 Эта линия мышления из Хокусин Итто-рю продолжилась в современном периоде. Найто Такахару ханси (1862 – 1929), профессор в «Будо Сэнмон Гакко» (престижное довоенное профессиональное училище для учителей боевых искусств), заявил, что «студенты просто хотят ударять до. В этом нет ничего хорошего. До – самая легкая цель для удара. Самая сложная цель – мэн противника. Чтобы успешно нанести удар, нужно пожертвовать своим телом». («Кендо сюгё ни цуйтэ но кокоэ», Бутоку кайси 9, 1910). Другими словами, начиная с периода Бакумацу до нынешних дней, значение фразы «не бояться кенсэна или колющих ударов противника и атаковать с абсолютной уверенностью, используя фумикоми, чтобы ударить мэн» стало идеальным.

Атака мэн с уверенностью и фумикоми приведет к «ёсэй». Существовало некое неприятие с точки зрения фактического использования меча. Тем не менее, фумикоми-аси утвердилось в качестве положительной формулы для техники кендо, и усилия по достижению согласия относительно мыслей о ёсэй возникли с периода Тайсё. Дискуссии по этому вопросу продолжаются и по сей день с определенной степенью несогласия.

Даже в официальном учебнике Всеяпонской федерации кендо по семинарам Кендо косюкай сирё, говорится, что в итоге существует четыре базовые модели работы ног в кендо: «аюми-аси, окури-аси, хираки-аси и цуги-аси». Однако использование фумикоми-аси в современном кендо широко распространено, обучение работе ног фумикоми на начальном уровне признается в качестве окури-аси. Кроме того, на более высоких уровнях младших рангов, предостерегается использование чрезмерно сильного фумикоми-аси, а мастерство окури-аси и/или хираки-аси поощряется для облегчения различных одзи-вадза. В основе этого понимания и работы ног, используемой во время удара, лежит принятый идеал, что нужно «ударять из интервала иссоку-итто».

С учетом этих соображений, каков наилучший способ рассмотреть вопрос о ёсэй? Относительно фумикоми-аси и ёсэй, покойный Коморидзоно Масао ханси учил, что, «если топнуть правой ногой во время удара и быстро приставить левую ногу, положение тела станет полностью консолидированным и тогда ёсэй позволит двигаться вперед с окури-аси. Движение вперед с работой ног окури-аси выполняется в сужающейся манере «один шаг, половина шага, четверть шага» (Оя Минору, Рэйдан дзичи). В этом учении значение придается тому, что «положение тела становится полностью консолидированным», с помощью быстрого приставления левой ноги, – и из полученных шагов окури-аси, выполняемых в контролируемой последовательности, минимальное количество ёсэй необходимо, чтобы столкнуться со следующим вызовом противника.

Этот метод обучения был передан Коморидзоно-сэнсэй инструкторами региона Кансай (согласно Оя), и я считаю, что это следует обдумать при рассмотрении бессмысленности движений ёсэй и неестественных форм дзаншин в некоторый частях сиаев сегодня. 

Перевод Владимира Синякова