Происхождение техники Кендо. Часть 2. Важность техники мэн и значимость суровых тренировок

Происхождение техники Кендо. Часть 2. Важность техники мэн и значимость суровых тренировок

 

https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/06/剣道技術の成り立ち/

Происхождение техники Кендо

Профессор Нагао Сусуму (Университет Мэйдзи)

Важность техники Мэн

В кендо техника мэн (особенно шомэн-учи) в почете. Например, шомэн-учи является наиболее часто используемым ударом среди различных видов субури. Кроме того, включение шомэн-учи в начале, середине и конце упражнения является распространенной практикой в кирикаэси.  Также часто можно увидеть мэн-учи в качестве заключительного удара в гокаку-гейко. Как получилось, что так много внимания стало уделяться технике мэн?

Согласно правилам современного сиая, любая из четырех целей - мэн, котэ, до, цуки - является равнозначной. Однако, что касается симпан раннего периода Сёва, техники мэн ценились выше, чем остальные цели. В 1929 году в тексте Будо хокан, опубликованном в память о тэнран-сиай (соревнование, проводимое в присутствии императора), упоминается об «образе мышления при судействе кендо» согласно трем мастерам: Такано Сасабуро, Накаяма Хакудо, Саймура Горо. В нем говорится: «Мы считаем, что даже легкий тобикоми-мэн отвечает требованиям», «Когда один наносит удар до, а другой через мгновение четко контактирует с его мэн, этого достаточно для ай-учи (одновременные удары)». Эти слова похожи на те, которые были упомянуты в публикации 1910 года Дай-Ниппон Бутокукай (Общество Воинской Добродетели Великой Японии), кендо ёран Косэки Норимаса. Это вероятно было общим настроением во всех ветвях Бутокукай с конца периода Мэйдзи до начала периода Сёва.

Однако до середины периода Эдо не было характерно атаковать мэн (голову). В тексте Кенроку (том 11), написанном Огю Сорай в двенадцатом году Кёхо (1727), он утверждает: «Школы, в которых основной целью является атака головы противника, подходят для мирных времен. Однако следует понимать, что удары могут быть сделаны в кабуто (шлем), слишком большое внимание на этом виде тренировок не может быть полезным в реальной битве». В период перехода от кендзюцу периода Воюющих государств к кендзюцу без доспехов мирной эры все больше школ фокусируется на ударах в голову (мэн). Однако, как показывает этот отрывок, их методы сильно отличались от тех времен, когда в бою требовалась броня.

После этого использование тренировочных доспехов в школах меча (особенно мэн и котэ) продолжило распространение до конца 1700-х, и с запретом тарю-дзиай в период Тэмпо, между различными школами возросло взаимодействие и обмен. Вследствие этого развития, поскольку  техники мэн считались более трудными по сравнению с другими техниками, внимание к значению овладения этой сложной техникой стало более распространенным.

В тексте  «撃剣難波之楳» (1858), написанном представителем Тэнсин Сирай-рю, Цуцуи Рокухана, говорится: «Необходимо атаковать мэн из дзёдан хорошо» и «Удар мэн из дзёдан является идеальным, но в трудной ситуации можно также атаковать из сэйган или гедан». В дальнейшем, когда студента Синдо Мунэн-рю, Оно Дзундзо, спросили, почему он не атакует цуки или до, он ответил: «Цуки и до - это простые атаки, а мэн и котэ сложнее. По этой причине важно попытаться овладеть сложными техниками, а не более легкими» («Синдо Мунэн-рю кендзюцу мэнкё бэнкай» (1867), представленный в Куки-си си). Это продолжение слов Найто Такахару ханси: «Мэн противника – самое трудное место для удара».

Кубота Сэйон из Тамия-рю и начальник военной академии Бакуфу Кобусё, говорили о важности нанесения ударов мэн  с точки зрения обучения новичков. В Кэнхо рякки (1839), Кубота говорит о том, что на «начальных» стадиях «необходимо атаковать мэн и котэ много раз. Атаки мэн должны составлять 70%, а котэ - 30% тренировки». Без этого «техники станут несбалансированными». Кроме того также рекомендуется покорно продолжать выполнение техник.

В разделе учебника для семинаров Всеяпонской федерации кендо, посвященном обучению новичков удару мэн, также написано, что: «Шомэн учи составляет основу для каждой техники и очень важно, чтобы много времени было посвящено ее подробному обучению». Шомэн-учи стал рассматриваться как важная часть техники кендо из-за идеи «это имеет значение, потому что это трудно» и «выполняя много специальных атак мэн с правильным положением тела, можно поощрять начинающих поддерживать правильную форму для других техник».

 

Развитие и систематизация техники Синай-кендзюцу

В конце периода Эдо активизировались исследования и систематизация техник синай-кендзюцу. Как я уже упоминал, использование кендо-гу (богу) в кейко можно проследить до середины 17 века; однако это были чрезвычайно упрощенные виды снаряжения для обеспечения безопасности, особые для различных школ меча. Во второй половине 18 века воины начали путешествовать далеко с целью участия в тарю-дзиай. Когда был снят запрет на тарю-дзиай в период Тэмпо (1830-44), это способствовало быстрому прогрессированию кендо-гу и обмену технологиями и информацией.

В эпоху Тэмпо текст Синдо Мунэн-рю кендзюцу кокороэ-сё, написанный Муто Сичиносуке, сельским самураем из Сукэгава (город Хитачи) и главным инструктором кендзюцу в школе области Мито, дает подробное описание характерных техник и подходов Итто-рю (Наканиси-ха), Дзикисин Кагэ-рю, Кёсин Мэйчи-рю, Рюго-рю, (Хиго) Синкагэ-рю, Ёсицунэ-рю и Асаяма Ичидэн-рю с точки зрения Синдо Мунэн-рю. Например, одна из черт Итто-рю – «держать синай в позиции гедан, наносить колющий удар вверх к груди и по направлению к мэн (цуки), резать левое или правое котэ и до». Поэтому он предполагает, что в ответ на это «необходимо начать атаку раньше противника и от котэ ударить мэн. Атака тем самым станет быстрее, чем цуки противника (колющий удар)». Также был предложен другой подход. «Когда будете готовы к схватке (позиция тачи-ай), не думайте о цуки. И уколы, и порезы одинаковы для всех. Если вы думаете о цуки, вы станете неуравновешенным и проиграете».

Кроме того, в отношении особенностей Кёсин Мейчи-рю он отметил, что противник «поставит левую ногу вперед и примет дзёдан. С этой позиции мэн или котэ будет атакован. Атаки из позиции дзёдан будут быстрыми как молния». В ответ на эти быстрые атаки из хидари-дзёдан, он предлагает что необходимо «создать длинную дистанцию от противника, чтобы, когда он атакует голову, было возможно полностью остановить удар и атаковать левую нижнюю сторону противника». Или, «когда противник атакует правое котэ, необходимо блокировать и отразить атаку, ударяя от правого котэ в голову». Эти стратегии все еще применимы в современном кендо, и, можно сказать, что корни современного кендо на самом деле происходят из этой эпохи.

В Синдо Мунэн-рю кендзюцу кокороэ-сё есть упоминание исключительного использования дзёдан и быстрых движений образованных из позиции «уки-аси» (стоя на подушечках ног), что было характерно для Дзикисин Кагэ-рю. Согласно книге Кендзюцу мейдзин-хо это означает, что «это становится устаревшим, так как число людей, которые принимают дзёдан, сокращается, а позиция гедан-сэйдан Итто-рю набирает популярность». Таким образом, в периоды Кока и Каэй наблюдается снижение различий между школами синай-кендзюцу и начало процесса стандартизации техник, основанных на синай-учи (удары с синаем). Далее с запретом на тарю-дзиай в эпоху Тэмпо, возросла популярность сюгё и показательного сиая, и это во многом способствовало обмену и распространению знаний о техниках и доспехах.

Значимость суровых тренировок

Отрывок из книги кендо (1915), написанной Такано Сасабуро ханси (1862-1950) гласит: «Характеристика кендо заключается в его суровом стиле обучения» и что «Ценно овладеть многими типами движений, необходимыми для модификации и развития технического потенциала в кендо». Кончено, как и в других видах будо и спорта, существует строгие методы тренировок, однако особое значение имеет суровая тренировка кендо. Когда человек думает о «суровых» видах тренировок в кендо таких, как «кирикаэси», «учикоми-гейко» и «какари-гейко». В кангейко (тренировка в середине зимы), например, многие додзё все еще уделяют особое внимание кирикаэси и какаригейко в режиме ранних утренних тренировок. Все еще можно услышать рассказы, относящиеся к довоенному Будо Сэнмон Гакко и Кокусикан, где обучение младших студентов состояло почти полностью из беспощадного режима кирикаэси и какаригейко.

Как я уже говорил, во второй половине современного периода Эдо произошло разделение и систематизация техник синай-кендзюцу, и в то же время были инициированы суровые методы обучения. В Чиба Сусаку-сэнсэй чокудэн кендзюцу мэйдзин-хо, часто упоминаемым в данной статье, автор Косака Масатака утверждает: «Учикоми не широко распространено в других школах, и для тех, кто желает по-настоящему улучшить кендзюцу, невыполнение этого будет означать, что достигнуть квалифицированного уровня крайне сложно. Таким образом, для новичков в этой школе один год будет посвящен учикоми без участия в сиае». Также «кангейко будет проводиться каждое утро в течение 30 дней с 3 часов до восхода и будет состоять только из учикоми, независимо от уровня». Кроме того, «этот учикоми будет направлен на непрерывные удары в мэн с левой и с правой стороны со строгим вниманием к мелочам, большим и прямым атакам мэн, левым и правым атакам до с целью стать необыкновенно искусным».

Кроме того в том же тексте есть упоминание об «учикоми дзутоку», в рамках которого есть 10 результатов тренировок учикоми, все с акцентом на «продление ики-ай (дыхание)». Косака объясняет, что учикоми «не широко распространено в других школах», однако считается, что различные новые школы фехтования (гэкикэн), сформированные в период Бакумацу, разработали методы тренировок, направленные на продление и укрепление дыхательных способностей. В книге Гэкикэн содан (1790) утверждают, что в Синдо Мунэн-рю необходимо «поддерживать последующее внимание даже после того как бой окончен». Также утверждается, что Кёсин Мэйчи-рю ждал от учеников «продолжения концентрации, чтобы твердо встречать атаки». Даже в Синдо Мунэн-рю кендзюцу кокороэ-сё (период Тэнпо) говорится о Дзикисин Кагэ-рю, при котором «противник (Дзикисин Кагэ-рю) почти наверняка после начнет атаку, поэтому лучше нападать, а не созерцать это». Другими словами, «сохранять постоянную бдительность» означает, что ничего не заканчивается с получением иппона, а скорее техники должны выполняться одна за другой в неумолимом наступлении. Выполнить это достаточно сложно, если только человек не проходит обширную подготовку типа учикоми «ики-ай но кейко (упражнения на дыхание)».

Важность укрепления и удлинения дыхательных возможностей (ики-ай) была ранее доказана Мацудаира Саданобу (член совета старейшин Сёгуна, который возглавлял реформы Кансэй). Со времен феодала Осю Сирикава, Саданобу говорил своим вассалам, что «нужно носить доспехи и учиться сражаться как с копьем, так и с мечом» (Сюсин-року). Далее он заявил, что «просто безжалостно бить друг друга копьями и мечами неэффективно. Поместите чикуто (тренировочное копье) или синай (используемый в кендзюцу) выше плеч, пройдите расстояние 5-7 ри (приблизительно 20-28 км) и без отдыха ног, практикуйте взмах яри или синаем. Необходимо проверять движения тела, ног и бедер по мере их утомления. Это делается с целью ики-ай но кейко» (Сиракава кодэнсин-року). Он пояснил, что акт нападения или удара по противнику без колебаний при ношении доспехов и усталость, накопленная через «ики-ай но кейко», чтобы добиться движения тела и ума, важны для применения, «когда вы в беде».

Как сказал Косака, есть еще одна сторона «учикоми», которая является полной и необходимой формой обучения для повышения технических способностей в кендо. Кроме того появление духа через повторение кирикаэси, учикоми-гейко или какари-гейко в кангейко, например, помимо усиления дыхательной функции, помогает понять движения ума и тела во время утомления. Это предполагает образ мышления, который включает в себя идею о том, что такие методы обучения действуют, чтобы улучшить ответы в трудные времена.

Именно в рамках развития различных техник и методов обучения в кендо можно раскрыть воображение, методы и чувство ценности наших предшественников — и я был бы счастлив, если бы читатель смог извлечь из этого урок.

(Этот текст является пересмотренной версией статьи, впервые опубликованной как «Происхождение техники кендо» 1-6 (Октябрь, 2005 – Март, 2006) в Кенсо (Всеяпонская федерация кендо).

Перевод Владимира Синякова