Преследование духа и современное кендо

Преследование духа и современное кендо

 

https://kenshi247.net/blog/2011/02/21/pursuing-the-spirit-and-modern-kendo-part-1/

Преследование духа и современное кендо.

 

Это начало серии из пяти частей, которая переводит лекции, созданные Маришимой Татео в декабре 2007. Речь сделана для пожилого сенсея, ее тема о современном положении кендо и о том, что могло бы изменить его. Краткую биографию Маришимы-сенсея вы можете найти в нижней части этой статьи.

Серии будут выпущены по порядку (я надеюсь!). Обратите, пожалуйста, свое внимание, что я буду переводить часть за частью, так что есть вероятность, что некоторые из переведенных ниже терминов изменятся, как я полагаю, отредактируются, когда выйдет последняя часть. Разделение лекций на последующие части будет сделано мной для упрощения.

Часть первая: Вступлление; послевоенное изменение кендо:  чрезмерный акцент на сиай, победа любой ценой, популярность неожиданных методов, сдвиг от атакующего кендо к оборонительному;

Часть вторая: дорога восстановления кендо; развитие преподавателей; санма но гурай; возвращение к оригиналу; создание концепции кендо; о мышлении кендо-обучения.

Часть третья: из «технического кендо» и «сильного кендо» в «духовное кендо»; шаги преследования кендо; взгляд в «духовное кендо» из учений Ширая, Мочиды и Саимуры-сенсея; о принципах кендо; осанка и дыхание; ки.

Часть четвертая: май и ма, основной механизм для удара, победа в одновременном ударе, мысли о важных точках кендо.

Обращаю внимание, что я перевел  心の剣道как «духовное кендо», хотя не совсем доволен этим.

心の修行と現代剣道 ー 初太刀一本・相打ちの勝 – преследование духа и современного кендо: первый выигрышный иппон/победа одновременным ударом.

 

Часть первая.

Вступление

Искренне благодарю за то что пришли сюда сегодня и в таком большом количестве. Когда идет речь о кендо, все может быть немного формально. И сегодня речь пойдет о проблемах, так что будьте немного более формальными, чем нормальными. Итак, пожалуйста, расслабьтесь и сядьте поудобнее (примечание, что в оригинальном японском была игра слов: 「堅」苦しい vs 「方肩」の力を抜いて).

Текущее кендо находится в ситуации замешательства. По существу, японское кендо имеет позитивный атакующий характер, но, кажется, в последнее время оборонительный вид кендо стал основным стилем. Хотя, тема сегодняшнего разговора это «преследование духа и современное кендо», я хочу по большей части поговорить о том, сколько зафиксировано в этом проблем, другими словами, как изменить эти популярные «оборонительные» кендо стили в «атакующие».

 

Послевоенное изменение в кендо

Чрезмерный акцент на сиаи и победа любой ценой

В 1952 возникшее ZNKR сделало заявление: «Теперь, японское кендо будет преподаваться как образовательный спорт» (教育スポーツ). Может по этой причине, я не знаю, но кендо изменилось в нечто с сильным акцентом на сиаи, и с победой, как важным аспектом.  Я не помню определенной даты, но профессор Нишияма (в это время в Токийском университете образования) написал критику «спортивного кендо» в журнале. В итоге статья была прокомментирована «я буду удивлен, если японское кендо просто останется каким-то художественным достижением».  (遊芸,как икебана, чайная церемония и т.п, предположительно, как что-то с первоначальной формой, удалённым духом?). В это время я был еще молодым, и помню, как сказал себе «я буду удивлен, если кендо станет чем-то простым». Я отчетливо помню это чувство, произошедшее 60 лет назад.

 

Популярность удивительных методов

По существу, задача в кендо - стремиться к глубокому познанию и укреплять дух (心法) . Беспокоясь о победе и поражении в сиае, кендо будет просто сходить в метод успешного выполнения технических навыков в сиае, если сказать крайним образом, это будет превращаться в больше как «спортивное артистическое достижение».

Около 15 или 16 лет назад, я впервые увидел людей, реагирующих на атаки с помощью санпомамори  (三方守り), то есть, поднимающих свои руки, создающих блок на мен, коте и до. Старшие школьники стали внезапно использовать этот метод, чтобы прийти к победе - Всеяпонская чемпионате старших школьников. Этот способ блокирования постоянно набирал популярность после этого и сразу распространился по всей стране. Это до сих пор не решено и по сей день часть кендо.

(Редактор: я полагаю, что это единственный пример методов, которые недавно/внезапно применялись, чтобы одержать победу)

Переход от атакующего кендо к защитному

Сейчас я хочу упомянуть пару семпаев, написавших работы о характеристиках японского кендо.

Для начала я хотел бы процитировать Шимокаву Ушио-сенсея. Он известен как автор книги «Развитие кендо», которая годами использовалась в качестве своего рода словаря в сообществе кендо.

«Западные (т.е. Европейские) стили фехтования превратили это в ката или соревнования, как правило склонные полагаться на защитные техники, с атаками на выходе из обороны. Во время атаки тенденция состоит в том, чтобы защищаться или умело избегать противника, создавая шанс для атаки. Наше (японское) фехтование, больше основано на использовании «сен сен но сен», прямо противоположное западному стилю, которое мы называем «го но сен». Другими словами, их стиль фехтования сильно акцентируется на защите тела, и мы можем сказать, что это негативный стиль фехтования. Для сравнения, японское фехтование акцентирует внимание на позитивные атаки, в которых мы стремимся атаковать первыми, пренебрегая даже своим телом (сутеми). Даже если мы на пути лезвия оппонента, мы выбираем активное движение нашего физического тела с намерением разрезать оппонента. Эта атака, самоотверженного стиля, можно сказать, характеристика номер 1 японского фехтования.»

Далее предсмертные записи того, кого все знают как: Такано Сасабуро.

«Японское фехтование это не блокировка или защитные техники. Против атак противника мы уворачиваемся, прорезаемся через их клинки (кириотоши) или уклоняемся и наносим удар (укенагаши). Это не может быть классифицировано как блокировка, эти действия совершаются с целью прорезать или ударить врага. Все эти техники используются чтобы поставить себя в выгодное положение. Для примера, когда вы делаете кириотоши задача должна состоять в резе по телу противника, и в мгновенном вашем выполнении укенагаши вы должны повернуть лезвие и ударить. Если вы делаете это, вы не должны допускать даже мельчайшей попытки противника атаковать вас. Это используется просто чтобы остановить атаку оппонента. Отклонившимся или получившим удар мечом вы должны немедленно нанести удар. Просто блокировка/остановка вражеской атаки не выгодна (для вашей победы). Следовательно, достоинство кендо в использовании «сен сен но сен», взятии инициативы и ударе с сильной решимостью и подавляющей силой, все время не оставляя возможности противнику атаковать. Это приведет к прекрасной победе.

Если вы на время остановитесь подумать, то поймете, что этот метод не просто о безрассудном полете в атаке; наоборот, о затрате большого времени и детальной разработке правильного момента для атаки, понимании о том, что работает, а что нет (принципы)… только после того, как вы сделаете это, вы придете к выигрышной (правильной) победе.»

(Примечание: допускается, если вы сделаете «уклон», относящийся к  нуки; «кириотоши» имеет большее значение для Такано, чем для современных кендока;  «укенагаши» также относится к каэси-вадза).

Для реформирования японского кендо, если вы содействуете «атакующему кендо», скоро все будет исправлено. Я бы хотел рассказать о плане того, как делать это всем сегодня.

Продолжение следует во 2 части …

Краткая биография Моришимы Татео-сенсея

1922: родился в префектуре Кумамото.

1939: поступил в университет Кокушикан. Его сенсеи в кендо: Саимура Горо  и Огава Чутаро (выпускник 1943)

1945: поступил в армию и был отправлен в  Кагошима как часть группы в остановке наступления американской армии. В связи с концом войны 15 августа его служба была закончена.

1948: стал полицейским. Его учителя кендо: Саимура Горо, Огава Чутаро и Мочида Сэйджи.

1952: проводит год обучения Оно-ха Итто-рю с Сасамори Джунзо.

1975: назначен кендо-шиханом для Кеишичо (отставка в 1979).

1982: назначен учителем в полицейскую академию (отставка в 1983).

В настоящее время (время лекции):

  • Кендо ханши 8 дан (ему был присуждён 9 дан , но он добровольно отказался).
  • Член консультационного совета ZNKR
  • Почетный Кеишичо-шихан
  • Шихан университета Мэйджи

Моришима-сенсей также был почетным победителем 20-го юбилейного  турнира 8 данов (1966).

Перевод Розы Котуновой