Преследование духа и современное кендо (Часть 3)

Преследование духа и современное кендо (Часть 3)

https://kenshi247.net/blog/2011/03/07/pursuing-the-spirit-and-modern-kendo-part-3/

Преследование духа и современное кендо

 (часть 3)

 

Это третья часть из серии из пяти частей, которая переводит лекции Моришимы Татео..

 

心の修行と現代剣道

Преследование духа и современное кендо

Часть 3

Из «технического» и «сильного» кендо в «духовное»

Шаги изучения кендо (剣道修行)

Итак, как мы можем изменить «защитное» кендо в «атакующее»? Ранее я упоминал о проблеме инструкторов, которая нуждается в решении. Еще один не менее важный момент – это изменение содержания кендо из «технического» и «сильного» в «духовное (心の剣道)». Это очень сложная задача, но если вы готовы сделать это, то мы начнем. Сейчас я расскажу вам о 3 этапах изучения кендо.

 

Первый шаг - это:

«Простейший уровень - категория от новичков до 3 дана, которая должна сосредоточиться исключительно на тренировках и подготовке кендо кихон.»

 

Если ученики этого уровня будут тренироваться должным образом, они обретут прочную основу, на которую смогут полагаться. В настоящее время основами пренебрегают, людей тут и там тут же ставят в сиай. Обучение является основной проблемой для них, и – независимо от того, преуспеют ли они в сиае – наступит время, когда они окажутся не способными продвигаться без трудностей.

 

*примечание, в Японии это обычно (но не всегда) охватывает детей возраста младшей школы вплоть до молодых людей университетского возраста. Посмотрите на сиай университетского уровня, чтобы понять каким в идеале должно выглядеть ваше кендо на начальной ступени.

 

Взгляните на знаменитые слова Мочиды Сэйджи:

«До 50 вы должны делать все возможное, чтобы учиться и получать основы самостоятельно. Вы можете подумать, что вы уже освоили основы, когда были новичком, но это совершенно неправильно. Действительно многие люди думают подобным образом. Моему телу понадобилось 50 лет, чтобы овладеть основами.»

 

Всем известный Мочида Сэйджи сказал, что ему понадобилось 50 лет, чтобы овладеть основами кендо! Мне повезло, что я много раз практиковался в кейко с Мочидой-сенсеем в Кейшичо и Нома додзё. После кейко я сидел в комнате учителей, пил чай, пока кто-то старше меня спрашивал: «Была ли твоя левая нога согнута?» Скромность позволяет нам расти.  Несомненно, самая важная часть вашего кендо – это время, когда вы сосредотачиваетесь на основах.

 

Следующий шаг – это:

«Промежуточный уровень – на этом этапе вы можете совершенствоваться, категория составляет с 4 по 6 дан. Помимо базовых знаний вы должны максимально использовать различные методы, свои силы и умерить свою уверенность, усердно тренируясь.»

 

Это самая трудная и болезненная часть в вашем кендо пути. Так как это часть, в которой вы должны заниматься кендо настолько, что ваше тело должно становится стройным и сильным. Куда бы вы не пошли за кейко, куда бы не привел вас сиай, вы должны вкладываться настолько, чтобы все говорили: «Вау, этот парень силён!» Людей, которым нравится кейко, и тех, кому не нравится, в этот период легко отличить.

 

Заключительный шаг:

«Передовой уровень – люди, обладающие 7 даном и выше, стремящиеся достичь совершенства в физическом (техника), умственном (дух) плане, а также в человеческих факторах. В этот период техническое, мощное, ориентированное на скорость кендо, которое должно было быть до настоящего времени, должно выполнить поворот и перейти в «духовное». Под духовным кендо я подразумеваю способность «показать, что вы победили соперника духом с помощью вашей техники.» Во времена, когда мы были молоды, было много сенсеев, но сейчас я редко вижу людей с такой способностью. 

 

Взгляд на «духовное кендо» из учений Ширая, Мочиды и Саимуры сенсеев.

В период бакамацу жил один очень известный кенши по имени Ширай Тору. В 28 лет он открыл додзё и преподавал около трёмстам студентам. Несмотря на это, он беспокоился за свое собственное кендо. В то время в мире фехтования было много прекрасных кенши с возрастом до 40 лет. Однако же, после они ослабели и стали лишь тенью своего прежнего я. «Я задал себе вопрос: «почему это происходит?» Я полагаю, что это произойдет и со мной…» Поэтому он оставил свое додзё, 300 учеников, вернулся в свой родной город Эдо и разыскал своего родного брата (Итто-рю) Тераду Гороемона. Терада не использовал синай для спарринга, а использовал бокуто. Терада был буддийским священником, и Ширай учился у него садзену. Он также подвергся жестким методам тренировок Терады, что вскоре сломали его. В то время он обнаружил рассказ мастера дзена Хакуина «Ясенканна» (Полный разговор вечером на лодке). Прочитав его и вдохновившись, он старался изо всех сил следовать указаниям Терады о садзене и методам самоанализа.  “Самоонализ” – это когда вы смотрите глубоко в свое сердце. Перетерпев многое, он стал мечником, что даже его учитель не смог найти недостатков.

 

 Мочида Сэйджи говорил:

“Когда вы достигните 70, все ваше тело начнет слабеть. В это время я фокусируюсь на сохранении своего непреклонного духа. Если ваш дух непоколебим, дух вашего противника будет отображен в нем. Я работал над тем, чтобы сделать свой дух спокойным и стойким.”

Я полагаю, что Мочида-сенсей начал работать над этой задачей еще задолго до того, как ему исполнилось 70. Он всегда был превосходным фехтовальщиком, кроме того, он работал над совершенствованием своего духа. Именно поэтому он стал знаменитым, как уже было сказано, он не имел себе равных. Если ваш дух спокоен, дух вашего противника будет отображен в нем… Помню я смотрел на Мочиду-сенсея и думал о каких-то пустых мыслях – “Интересно смогу ли я победить…или я все-таки проиграю…” – еще до того, как начался матч, размышлял я. Сколько раз я был побежден Мочидой-сенсеем?!?!?! Я был, вероятно, в 2 или даже 3 раза больше него физически (из-за разницы в возрасте) и все же был избит этим “стариком”! Конечно, было неправильно с моей стороны так думать. Дух Мочиды-сенсея был ясным зеркалом – если вы подумали нанести удар, эта мысль будет отражена в сердце сенсея, и он тут же ударит в ответ. Потому что он преследовал кендо своим духом.

 

Последний сенсей, о котором я хочу поговорить, это Саимура Горо. Он учил:

“Если ваш дух находится в волнении, тогда – даже не будучи пораженным – вы должны признать поражение.

Техники должны оттачиваться до тех пор, пока они не станут частью вас, вы должны инстинктивно наносить удар в момент, когда оппонент открылся.”

 

В наши дни такие сенсеи стали редкостью. Держу пари, многие из вас думают: “Хотел бы я стать таким же, как…” Сейчас многие сенсеи считают, что то, что они делают, верно, но есть и более высокий уровень кендо, к которому нужно стремиться. Потому как они не видели этих личностей, и даже, возможно, не слышали о них, они не могут понять. По этим причинам мне очень грустно за молодое поколение.

 

Не избегай первого удара (шодачи)

Один из методов, который мы можем использовать для превращения “защитного” кендо в “атакующее” – это сосредоточение на победе с первого удара. Это было частью педагогики кендо на протяжении долгого времени, и мы все учили это. Японское кендо основано на “синкен сёбу”. В реальной битве на мечах нет второго удара, есть лишь один. В современном кендо мы пытаемся воссоздать это с помощью синая. “Шодачи” не так сложно, чтобы требовать от вас всей вашей силы, однако сложные задачи являются тем, к чему стремится кендо. Когда вы усердно тренируетесь в поисках шодачи и пробуете различные методы (куфу) вы заметите изменение: то что вы делали до сих пор, беспорядочно нанося удары без причин, не в нужный момент, выполняя приемы, не приводящие к иппону…  мудаучи (ударов в пустоту) станет все меньше и меньше.  

 

О принципах кендо

Из конкретных терминов “принципы кендо” – это методы извлечения максимальной эффективности, основанных на таких элементах, как: “осанка, дыхание, энергия, зрительный контакт, расстояние, шанс, движение тела, теноучи, удар в нужную точку, дзаншин и т.д.” Метод достижения этой максимальной эффективности является шин-ки-рёку-ичи (объеднинение разума, духа и силы). Это высший принцип кендо. Если разделить шин-ки-рёку-ичи на три части, мы получим духовный контроль (心法), манипулирование мечом (刀法) и физическое движение (身法). Если мы будем делить еще дальше, то получим такие элементы, как “осанка, дыхание…”. Достижением шин-ки-рёку-ичи является объединение всех этих факторов одновременно.

 

Сложность в его достижении заключается в том, что вы сталкиваетесь с противником. Попытка одолеть своего противника, безусловно, считается самой трудной задачей кендо. В зависимости от количества куфу, которое вы делаете, со временем, вы сможете достичь шин-ки-рёку-ичи. Как только вы его достигните, естественным прогрессом будет шодачи иппон и победа одновременным ударом (смотреть заключительную часть).

 

Осанка и дыхание

В кендо важно дисциплинировать свой дух, хотя не менее важны и тяжелые тренировки. Я говорю о шин-ги-иттай (心技一体). Техника  (技) важна, но то что делает технику живой, это дух (心). Как тренировать свой дух? Через дыхание. Кендо дыхание – это чококи танден кокю (長呼気丹田呼吸) когда вы долго выдыхаете и быстро вдыхаете через тандэн. Это существенно уменьшает количество вдохов, которые вы делаете. Если нормальный человек вдыхает 15 раз, то вам придется вдохнуть 4 раза или 5. Позвольте мне объяснить пользу такого типа дыхания. Под вашим солнечным сплетением собираются нервы вегетативной системы. При дыхании от живота (вашего тандэна) ваша диафрагма, поднимаясь и опускаясь, стимулирует эти самые нервы, в особенности симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Когда парасимпатические нервы поднимаются, они стимулирует ваш дух оставаться спокойным. Таким образом, спокойствие – это польза дыхания через танден.

 

Ки

Вселенная, как говорится, была создана энергией ки. При дыхании мы вдыхаем и выдыхаем эту энергию в наши тела и из. Говорят, что от бокуто Терады-сенсея исходил «огонь», а от Ширая-сенсея «звон». От того, насколько развит ваш контроль над дыханием, эта энергия может переноситься от диафрагмы к кистям и синаю, и наконец, эта ки может быть выражена в кенсаки.

Ваш «дух должен быть правильным и спокойным, а ваше ки – сильным» настолько, насколько это возможно. Есть поговорка: «Задави своим ки, сокруши его, разбей камаэ, дух и воспользуйся возможностью которую ты создал.» В обоих учениях дух и ки имеют большое значение. Для тренировки ки лучший метод – это сеидза (садзен). В зависимости от того как вы его делаете, вы можете тренировать свое дыхание. Итак, если вы дисциплинируете свое дыхание, ваш дух станет стойким, а ваша осанка корректной. Если ваша осанка корректна, то дух станет сильнее, и вы будете хорошо выполнять техники. Как вы уже должны были заметить, здесь много взаимосвязанных вещей, но основа их – дыхание.  

 

*сэидза относится к «тихой медитации сидя» (静座) и его не стоит путать с омонимом (по крайней мере в английском языке) сэидза (正座), который в свою очередь относится к методу сидения, используемый в будо. Одинаковое произношение, но разные значение и кандзи.

 

Лучший путь достичь «дух кендо» - занятие сэидза. Вы не должны практиковать садзен без помощи специалиста, но каждый может заниматься им. Однако, если вы относитесь к практике несерьезно, то от нее не будет никакой пользы. Через тренировку тандена дыханиеим, вы будете развивать силу тандена. Из полученной через сеидза силы тандена приходит умственная концентрация и способность ограничивать эго. Из этих безграничных возможностей вы можете приобрести изысканный навык. Сеидза освободит вас от «ненужных мыслей и заблуждений» и позволит «естественным образом нанести удар из состояния небытия».

Продолжение следует в части 4…

Перевод Розы Котуновой