Преследование духа и современное кендо (Часть 2)

Преследование духа и современное кендо (Часть 2)

https://kenshi247.net/blog/2011/02/28/pursuing-the-spirit-and-modern-kendo-part-2/

 Преследование духа и современное кендо (часть 2)

 

Это следующая часть серии  из пяти частей, которая переводит лекции Моришимы Татео.

心の修行と現代剣道

Преследование духа и современное кендо

 

Часть 2

Дорога к возрождению кендо

(*Из-за длины этот раздел поделен на две статьи.)

(1) Развитие инструкторов

 

Санма но гурай

Для начала позвольте сказать об острой проблеме развития инструкторов, «санма но гурай» (三磨の位),как вы все знаете, пришедшее из тайных учений Ягю шинкаге-рю. Все тесно связано с развитием преподавателей, поэтому я поднял этот вопрос здесь сегодня.

Первое это 習 (Шу; известное любому японскому переводчику из глагола нарау (учиться/изучать). Когда говорят о том, что вы должны найти для себя хорошего учителя и учиться у него. Знаменитый дзен философа Догена гласит:

「正師を得ざれば学ばざるにしかず」

«Если у вас нет хорошего мастера, вам лучше не учиться вообще»

Конечно, упоминающееся здесь, не ограничивается только кендо, другие области имеют те же проблемы. В кендо найти себе хорошего учителя – одна из самых важных вещей для саморазвития, и вы должны активно преследовать эту цель. Занятие кендо без руководства хорошего учителя не является частью «пути». Мы изучаем кендо «формируя человеческий характер». По этой причине мы делаем различные виды кейко в разных местах, но без хорошего учителя, обучение вас правильному «пути» человеческого характера не может произойти.

 

練 (Рен; которое также известно каждому переводчику как неру или рен в ренщу,практиковаться/обучаться/упражняться/шлифовать) в кейко. Кендо от начала до самого конца о кейко. Учителя в последнее время используют «Кейко! Кейко! Просто делай кейко! Теория придет позже», все время хлопая сзади своими синаями (другими словами молчи и тренируйся).

 

工 (Ко или ку, обозначающее мастерство или сооружение чего-либо) происходит от куфу (обычно используется в ситуациях кендо и относится к решению или выработке чего-либо путем экспериментов и самопознания. Это чрезвычайно распространенный термин в кругах японского кендо, но он еще не вошел в лексику не говорящих по-японски людей за рубежом). Без куфу вы не сможете сделать шаг вперед. Как фраза 一撃三省 (ичигекисанщо), обозначающая, что если ваша атака провалилась, вы должны сказать себе «почему она была не успешной?», и если вы атаковали хорошо, спросите себя «что сделало эту атаку хорошей?», это есть куфу.

Почему в наши дни кендо приобрело форму, которую оно имеет? По причине того, что мы видим, как люди практикуют кендо только для победы, и странное кендо (妙な剣道) стало популярным, разумеется, потому что те люди, которые ведут себя так, просто копируют людей, обучающих их. Инструкторы должны признать правильный характер японского кендо и обучать ему.  Если они начнут делать это, мы сможем решить проблему быстро. Пожалуйста, смените это запутанное и беспорядочное кендо на нечто великое.

Включая меня, мы все несем ответственность. И я осмелюсь попросить всех инструкторов кендо в  Японии взять на себя это бремя. Вот почему я стою здесь и обращаюсь к вам сейчас. То, что я хочу от всех преподавателей – тех кто присутствует и тех, кто в данный момент не здесь – это принятие моего сообщения: «Чтобы создать хороших учеников, вы должны стать хорошими учителями». Поэтому я сначала ввел «санма но гурай». Это очень важная точка на пути восстановления кендо.

Возвращение к оригиналу

Оригинал кендо это «шинкен сёбу» (шинкен – это другое название катана) . На технику уничтожения лезвием в течение длительного периода времени оказывали влияние образование, мораль, религия, искусство и др, так что современное кендо превратилось в духовный «путь».

Когда вы теряетесь в своем пути, есть сказание «вернитесь к началу». Сейчас кендо потерялось в лабиринте. Я считаю, что важно для японского кендо вернуться к началу и пересмотреть ситуацию.

Создание концепции кендо

В 1952 рождающийся ZNKR объявил «Теперь кендо это образовательный спорт» может быть поэтому, но сегодня важным аспектом для кендо является победа, и в этом состоит путаница. Чтобы ее не было 11 уважаемых сенсеев собрались вместе в 1971 и создали «концепцию кендо».

「剣道は剣の理法の修練による人間形成の道である」

Концепция кендо - это дисциплина человеческого характера, основывающаяся на применение принципов катаны.

Концепция будо:

「武術の練磨よって人間形成をする」

Через дисциплину обучения в военных техниках (будзюцу), вы можете формировать характер.»

Кендо это будо. В случае с кендо, «будзюцу», соответствуя выше представленному, согласовывается с «принципами катаны».  Из развития себя через тренировки в этой «дисциплине» родилась «Концепция кендо». 

«Дисциплина» — это метод достижения цели в развитии характера. «Концепция кендо» ясно указывает цель и методы. В случае если вы совершаете ошибку, неверно рассуждая о них, вы не достигните развития характера. Как представлено в системе санма на гурай, мы должны говорить следующему поколению о важности поиска хорошего учителя. Это первый шаг к достижению нашей цели.

Не думайте, что кендо — это лишь победа в сиаях/или поднятие вверх по ступенькам? Если вы так считаете, значит метод является неправильным.  Я бы хотел рассказать вам о случаях понимания «Концепции кендо» и становления хорошим учителем.

Я не говорю, что какой-нибудь спорт хуже, чем будо. Спорт это в действительности отличный аспект. Однако спорт не имеет четко сформулированных методов. Большинство людей определяют спорт как “хобби, соревнования, поддержание физической формы и т.п, в общем, преимущественно проявлением себя или соревнованиями. В конце концов могут быть случаи, когда “развитие характера” происходит, но факт в том, что это не может быть указано как конкретная цель, что и отделяет кендо от остального спорта.

Часть: “Формирование разума и тела, развитие сильного духа посредством правильных и жестких тренировок, старания ради улучшения владения искусством кендо, уважение человеческой вежливости и чести, искреннее общение с другими и постоянное самосовершенствование” в “целях практики в кендо” – это о развитии характера. Итог: “Это позволит: любить свою страну и общество, вносить вклад в развитие культуры и содействовать миру и процветанию людей” - это о влиянии кендо на общество в целом. Это также то, какую характеристику дает кендо.

Размышление об обучении кендо

Великолепная “Концепция кендо” была придумала с большим усилием, но стала не более чем словами. Поскольку этого не должно было случиться, было создано новое “Размышление об обучении кендо ”. “Концепция” была для учеников, в то время как “Размышление” для учителей. Это действительно прекрасно. Есть 3 раздела, в которых самое важное “Значение сиаев”. В «Концепции» это “Применение принципов катаны”, которое, конечно, приводит нас к понятию “сиай=катана”. В этом традиционное японское кендо.  Оно означает начало “шинкен сёбу”, даже если мы делаем это в манере единоборства, всегда сохраняется живым “дух шинкен сёбу”. Если он исчезает, тогда весь смысл кендо пропадает. Это то, в чем я уверен.

До сих пор “Концепция кендо” была незавершенной. Мне бы хотелось, чтобы все учителя понимали и передавали кендо как традиционное культурное наследие, которое это новое “Размышление” создало. Не позволяйте стать ему просто словами (как это произошло с “Концепцией”). Мы сможем изменить кендо в зависимости от того, насколько хорошо вы понимаете эту часть.

 

Продолжение в части 3…

 

Официальная версия “Концепции кендо” и “Размышление об обучении кендо ” в Японии и Англии воспроизведена ниже. Их можно найти на сайте ZNKR.

 

Концепция кендо

Концепция кендо это: дисциплинирование человеческого характера через применение принципов катаны (меча).

Цель практики в кендо это: формирование разума и тела, развитие сильного духа через правильные и жесткие тренировки, приложение усилий для улучшения владения искусством кендо, уважение человеческой вежливости и чести, искреннее общение с другими и постоянное самосовершенствование. Оно позволяет: любить свою страну и общество, вносить вклад в развитие культуры и содействовать миру и процветанию людей.

(Концепция кендо, ZNKR, 1975)

 

Размышление об обучении кендо:

Значимость синаев

Для правильной подачи и развития кендо необходимо прилагать усилия, чтобы научиться обращению с синаем в соответствии с принципами меча.

Кендо – это способ совершенствования своего ума (себя), нацеленный на шин-ки-рёку-ичи (объединение разума, духа и техники), используя синай. Меч синай должен быть направлен не только на своего противника, но и на себя. Таким образом, основная часть обучения заключается в объединении синая, разума и тела через тренировки.

Этикет-Рейхо

При обучении стоит акцентировать внимание на этикет для поддержания уважения к партнерам и воспитания людей с достойным и гуманным характером.

Даже в соревновательных матчах большое значение играет соблюдение кендо-этикета. Таким образом, упор должен создаваться на наставление духа и формах рейхо, чтобы практикующийся мог выработать скромное отношение к жизни и реализовать идеал в  кокен-чиай (стремлении достичь взаимопонимания и совершенствования людей).

Пожизненное кендо

При обучении ученика следует применять все меры предосторожности к вопросам безопасности и здоровья и посвятить себя развитию характера на протяжении всей жизни.

Кендо – образ жизни, который последующие поколения могут практиковать вместе. Основная цель инструктажа кендо состоит в том, чтобы побудить практикующего открыть и определить свой жизненный путь через методы кендо. Так практикующий сможет получить широкий взгляд на мир и пользоваться культурой кендо, извлекая выгоду из ее ценности в повседневной жизни через высокую социальную активность.

(Размышление об обучении кендо, ZNKR, 2007)

 

Перевод Розы Котуновой