Непонимание заншин, сутэми и хикиагэ

Непонимание заншин, сутэми и хикиагэ

 

https://kenshi247.net/blog/2018/02/16/zanshin-confusion-sutemi-and-hikiage/#more-13716

Непонимание заншин, сутэми и хикиагэ

Типичное понимание Заншин в наши дни такое же, как кандзи  – 残心 –  «поддержание духа». Другими словами, после того как вы нанесли удар, вы должны быть сконцентрированы на случай, если противник попытается нанести ответный удар, в таком случае вам следует быть в позиции контратаки. В современном кендо это обычно (для мэн) понимается как физическая форма разворота, встречая своего оппонента и принимая камаэ после удара. Дальше я объясню, почему это может быть немного странным поведением.

Так совпало, что Энди Фишер недавно сделал отличное видео, описывающее и показывающее, что такое заншин (каким он должен быть) сегодня. Он также ясно показывает позицию, которая может быть характеризована как «без заншина» (но это мы обычно видим в сиае, подробнее об этом ниже). Его подробное описание и демонстрация очень точные, и сэкономят мне время и усилия! В частности, пожалуйста, посмотрите видео между 1:27 – 6:18:

Возвращаясь к нашей теме обсуждения того, что такое заншин, знали ли вы, что существует более старое, более классическое и почти неизвестное определение этого термина? Это то, над чем я был озадачен многие годы, но я избегал представления его на kenshi 24/7, из-за потенциально запутанного характера этого определения и (в основном) из-за того, что оно бросает вызов почти каждой идее о том, что такое «заншин». Недавнее издание журнала Кендо Ниппон упомянуло его, вновь подпитывая мои мысли по этому вопросу и придавая импульс говорить об этом сегодня.

Итак, что это за другое определение?

Заншин и Сутэми

«Заншин является следствием удара с полным духом (не пытаясь оставить что-то позади)».

Другими словами, ЗАНШИН - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СУТЭМИ. Если вы не атакуете с полным духом (сутэми), это означает, что если вы пытаетесь навязать «заншин» или пытаетесь удерживать что-то, то у вас не только не будет настоящего заншин, но и ваша атака будет полусырой.

«Если вы представите себе чашу полную воды, и одним быстрым движением вы махнете рукой, вода выльется с большой скоростью. Посмотрев в чашу, вы увидите, что немного воды осталось. Это и есть заншин».

Атакуя с сутэми…

«… вы не только будете готовы встретить контратаку вашего противника, но на самом деле у вашего противника не появится возможности для атаки».

Итак, два наших определения возможно выглядят по-разному, может показаться, что в них даже говорится о противоположных вещах, но в конечном итоге они более или менее одинаковые.

Это определение, кстати, взято из Итто-рю кендзюцу.

 

Поворот и встреча противника

В кендо сиае сегодня флаги поднимаются вверх, и иппон присуждается в тот самый момент, когда наносится удар датоцубуи (и даже иногда когда он не наносится), и очень часто перед тем, как человек нанес удар, есть время развернуться и встретить противника. Позиции «без заншина»  показаны в видео выше, и их часто можно увидеть. Все это идет вразрез с самим определением того, что формирует юко-датоцу, что я обсуждал здесь еще в 2010 году:

Согласно статье и схеме выше, вы должны показать заншин (через кигамаэ и мигамаэ, или умственную готовность и физическую позицию) прежде чем удар станет действительным иппоном. Заншин, о котором мы говорим в данный момент, это конечно же наше первое определение, которое сегодня понимается (для мэн) как поворот и возвращение к готовому камаэ.

Однако, несмотря на то, что могут утверждать правила, заншин на соревнованиях на самом деле не кажется частью решения, является ли удар действительным или нет, потому что, как мы упоминали выше, флаги часто поднимаются перед тем, когда есть шанс показать его. Однако в дзигейко и на экзаменах все может быть по-разному в зависимости от уровня кенши и какой ступени он пытается достичь.

Подождите секунду, разве это не кажется противоречивым или не совместимым с этой ситуацией? Иногда нам это не нужно, но в другое время наоборот?

В этом случае присуждение действительного удара (особенно в сиае) без разворота и встречи противника или ломая позицию и зрительный контакт, хочется сказать, что применяемый «заншин» - это наше второе определение… но поскольку это определение практически неизвестно, мы можем только заключить, что заншин не фактор в процессе принятия решений а, возможно, только случайная запоздалая мысль.

Хикиагэ и юко-датоцу без заншин

Когда заншин начал включать в себя юко-датоцу? Ответ: в 1982 году. Да, вы прочитали правильно. Заншин стал частью действительного удара относительно недавно. До этого ни в каких правилах сиая не упоминался заншин, точнее, они упоминали что-то, что вам НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, называемое «хикиагэ».

Известный инструктор Бусэн Огава Кинносуке сэнсэй написал это в своей книге 1937 года Тэйкоку Кендо Кихон (Учебник Кендо Императорской Японии):

«В бою, где каждая жизнь на кону, интересно, кто может, позволить себе быть без заншин? В реальном бою часто после нанесения удара, наносится еще один удар, перед тем как заколоть противника.

В последнее время, однако, это реальное намерение заншин начинает исчезать, в то время как увеличивается хикиагэ. Сегодня можно увидеть множество таких примеров во время сиая. Одной из причин этого является то, что исторические обычаи, вытекающие из того времени, когда кендо выполнялось в так называемом Геккен-когё, все еще живы. Другая причина заключается в том, что слабые люди, которые не имеют достаточной технической и духовной силы, чтобы делать то, что от них требуется, ошибаются, пытаясь изменить проявление «хикиагэ» на что-то более стоящее. Ныне привычный стиль в дзюдо «играй в хикиваке» - это трусливый поступок.

Бутокукай пытается бороться с этой порочной практикой, меняя методы синпан для сиая.

Если у вас есть хоть малейшее уважение к Бусидо и чувство чести, и если вы хотите понять это через практику кендо, то вы никогда не должны копировать этих трусливых людей, которые делают хикиагэ. Кроме того, без сомнения, если вы выполняете хикиагэ, то ваш технический прогресс будет поставлен под угрозу».

Здесь правила Бутокукай, упомянутые выше:

«6. Если после удара соперник ломает свое камаэ, ослабляет дух и не выражает заншин соответствующим образом (термин «хикиагэ»), он должен быть предупрежден. Если он продолжит нарушать правила, сиай будет остановлен.

7. Если соперник совершает действительный удар, но затем делает хикиагэ, и если его противник затем ударяет, второй удар считается  действительным».

Здесь приводится другая цитата из Кендо Токухон Нома Хисаси (1939):

«Даже после удара нельзя расслабляться. В современном  сиае в кендо существует термин хикиагэ, это действие, выполняемое, чтобы обозначить получение очка, но если оно доведено до крайности, есть вероятность того, что заншин теряется и по этой причине его в свое время запретили. Однако в случае сиая степень хикиагэ может быть неизбежна, и поэтому я задаюсь вопросом, должно ли оно быть предметом такого строгого запрета. Однако даже в момент хикиагэ нельзя забывать про заншин».

Хикиагэ, проще говоря, это действие, показывающее себя после удара. Подумать о чем-то вроде удара котэ и затем кричать: «Котэ, котэ, котэ!». Или ударить мэн и направить свой синай в сторону противника после того, как иппон был получен, все еще выполняя киай как бы говоря: «Да, я поймал тебя». Ударить противника в дзигейко, повернувшись к нему спиной и уйти (или возможно принять сонкё). Еще несколько примеров были показаны в видео выше. Все это попадает под определение хикиагэ, и ничто из этого не показывает заншин. Однако то, что они выражают, - это неуважение к вашему оппоненту.

Но подождите, разве все эти действия не распространены в кендо (особенно в сиае) сегодня? Ответ: да. Вероятно, для борьбы с этими действиями было добавлено правило заншин, но как вы, возможно, понимаете из этой статьи, это не помогло. Хикиагэ до сих пор встречается в кендо, а заншин не является фактором в присуждении иппона.

Переосмысление заншин – шаг вперед к пониманию «истинного заншин»

Давайте посмотрим на свободно переведенную и сокращенную цитату 1972 года Мицухаси Хидэдзо, ученика Такано Сасабуро:

«Не пытайтесь навязать заншин, но позвольте ему произойти естественно после удара. Делайте это путем атаки полной умственной и физической силой, позволяя себе расслабиться сразу после. Это позволит вам принять умственное и физическое состояние, при котором вы можете быстро и правильно реагировать.

Если вы приложите усилия, чтобы расслабиться перед ударом, нанести удар и естественным образом перейти в сфокусированную и стабильную позицию после удара, то, в конечном счете, вы приобретете Истинный Заншин».

В заключение

Сегодня мы кратко обсудили неясность, стоящую за текущим применением и пониманием заншин, разницу между классической идеей заншин и современной, и мы поняли, что то, что было запретом в течение многих десятилетий среди прежних поколений кендо – хикиагэ – это норма сейчас. Глубоко размышляя над этим вопросом в течение последних нескольких лет (*да, я уже некоторое время изучаю эту тему!), я пришел к личному выводу, что было бы полезно, если бы все ссылки на заншин были удалены из определения юко-датоцу, и вместо этого были добавлены «сутэми без хикиагэ». Тем не менее, большой проблемой, как вы могли догадаться, является тот факт, что термин хикиагэ в настоящее время почти неизвестен среди сегодняшнего (японоязычного) населения кендо.

Другими словами, все изменилось и не вернется. Заншин будет по-прежнему считаться необходимым, но часто игнорируемым, иппон продолжат присуждать без него, и кендока продолжит делать те вещи, которые были анафемой для предыдущих поколений кендоистов.

Я не писал об этом раньше, так как в принципе это не имеет отношения к сегодняшней практике кендо, и я не уверен, что мог бы объяснить иногда запутанную природу заншин в современном кендо (особенно в сиае). Однако я уверен, что многие читатели kenshi 24/7 задавались вопросом или обнаружили некоторые запутанные, непоследовательные или противоречивые элементы в кендо (и будо). Я гарантирую, вы не одиноки!

*Кстати, я также написал два эссе по этому вопросу в своем распроданном на сегодняшний день сборнике эссе под названием «Кенкю и куфу». Если у вас есть копия, пожалуйста, посмотрите главы «Подозрительный лис» и «От заншин к кимэ». Если появится интерес к этой теме, я могу опубликовать их еще раз онлайн.

Перевод Владимира Синякова