Маай - это сила воли

Маай - это сила воли

Maai – это сила воли

https://kenshi247.net/blog/2018/05/28/maai-is-willpower/

Способность управлять дистанцией имеет первостепенное значение в кендо. В японском языке эта тема отсылает нас к таким терминам, как «Maai» (間 合) и «Ma» (間) .  Первый имеет значение - «физическое расстояние», второй – «интервал/промежуток». Многие используют эти термины взаимозаменяемо, так как они определенно имеют много общего. Оба термина помогают понять важность физического пространства между вами и вашим оппонентом и время, необходимое для его преодоления вашим телом или синаем.

Обычно сенсеи объясняют «Maai», разбивая его на такие понятия, как «Toi-maai» (дальняя дистанция), «Issoku-Itto-No-Maai» (дистанция “один шаг – один удар”) и «Chikai-mai» (близкая дистанция).

Люди с большим опытом в кендо, вероятно, знакомы с терминами «Shokujin» (触 刃)  (точка, в которой синаи начинают соприкасаться) и «Kojin» (交刃) (точка, в которой синаи пересекаются). Если вы войдете чуть глубже «Kojin» , вы достигнете «Uchi-ma» (打ち間) – дистанции эффективного удара *.

[* Заметим, что «Toi-maai» и «Chikai-maai» часто сокращают до «To-ma» и «Chika-ma».  Термин «Uchi-ma» является таким же сокращением.]   

Эти формулировки могут не соответствовать тому, чему вас учили, поскольку разные сенсеи (в зависимости от их теоретических знаний и опыта) используют термины со слегка отличающимися смыслами. Приведенное выше объяснение было записано в определении Ogawa Chutaro сенсея (hanshi, девятый дан кендо, главный инструктор в Keishicho и Kokushikan).

Те, кто читают это, вероятно, уже отметили для себя, что приведенные термины могут быть полезны для теоретического объяснения техник кендо, но довольно сложно применимы непосредственно в keiko. Если вы и ваш оппонент имеете одинаковое телосложение, идентичный опыт и навыки и придерживаетесь похожего стиля кендо, тогда становится очень просто сказать, где у вас находится «Toi-maai», «Issoku-itto-no-maai» и т.д. Но на самом деле та дистанция, с которой один легко может нанести эффективный удар, может оказаться слишком далекой для другого. Все из-за того, что все мы имеем разное телосложение, навыки и придерживаемся разных стилей кендо.

____________________________________________________________________________

Новые книги на тему кендо здесь, в Японии, часто оставляют желать лучшего, поскольку большая их часть просто перерабатывает или даже переупаковывает теоретические материалы. Изредка появляется книга, которая представляет для меня интерес. Одной из таких книг является двухтомник «Послание сенсеев прошлого**» Yano Hiroshi сенсея (отставной преподаватель кендо университета Kokushikan).  В ней  Yano сенсей рассказывает интересную историю, которая и подвигла меня на написание этой статьи.

[** «A message from the teachers before us»]

Ниже приводится сокращенный перевод:

В 1959 году, сразу после того, как я поступил в университет Kokushikan, я получил письмо от моего сенсея и отправился навестить Saimura Goro сенсея. Saimura сенсей имел звание hanshi и judan, также он являлся почетным профессором кендо клуба (преподавал там с 1917 года), поэтому я действительно нервничал.

Встретив его, я представился. Сидящий в seiza и одетый в традиционную японскую одежду сенсей просто молча пил чай. Он выпил еще одну чашку чая и принялся за третью. Его жена, чувствуя неловкость, предложила:

 “Почему бы тебе не поговорить с ним о чем-нибудь?”.

На что сенсей ответил:

“Если у него нет вопросов, тогда нам не о чем разговаривать”.

Неделю спустя, - к тому времени вопрос созрел, - я вернулся, чтобы попробовать еще раз:

“Не могли бы вы научить меня чему-то о Maai?”.

Saimura сенсей ответил:

“Maai – это сила воли”.

Я перевел слово, использованное Saimura сенсеем, как “сила воли”, но его можно было перевести как “жизненность/жизнеспособность” или, как наиболее точно передающее смысл,  “уверенность”.

Yano сенсей продолжает рассказ и приходит к выводу, что единственным способом развить эту “силу воли” является постоянная практика в keiko. Развив свою силу воли, вам будет легче одолеть оппонента психологически,  поможет контролировать ход поединка и работать на своей дистанции. Другими словами, «Maai» - это не только пространство между вами и вашим противником.

Yano сенсей подтверждает свое заключение, ссылаясь на классическую концепцию кендо. Ниже приведена цитата об этом от Noma Hisashi’s Kendo Tokuhon:

«Используя свой ум, вы должны создать ситуацию, когда, даже если физическое расстояние между врагом и вами одинаково, вы ставите врага в невыгодное положение и в то же время себя в выгодное. Многие из тайны «Maai» охватываются старым учением: «Для врага это далеко, для меня оно близко». 

 Учение, на которое ссылаются Yano и Noma сенсеи, имеет название «Enkin-no-koto» (遠近之事) из Itto-ryu. Конечно, физически невозможно, чтобы один человек был ближе к другому, когда расстояние между ними одинаковое, скорее это воспринимаемое расстояние, на которое может влиять психологическое состояние.

Другими словами, хотя мы можем довольно просто определить «Maai», как физическую величину, факт состоит в том, что самым важным является то, как мы воспринимаем это физическое расстояние.

Поэтому, если вы способны оказывать влияние на восприятие ваших противников, то у вас есть преимущество перед ними.

 Психологически влияя на ваших оппонентов и контролируя дистанцию, мы достигаем этой хорошо известной кендо мантры:

«Не наносить удар и побеждать, а побеждать и затем наносить удар».

Как считает Yano сенсей, именно это подразумевал Saimura сенсей, когда говорил, что «Maai» - это “сила воли”.

А что думаете Вы?

Перевод Михаила Плеханова