Концепция щита в кендо

Концепция щита в кендо

 

https://kenshi247.net/blog/2018/02/02/conceptual-kendo-shield/

Концепция щита в кендо

Давным-давно, сразу после окончания университета я переехал в Америку. Я начал заниматься кендо за 2 года до этого и обосновавшись, я, наконец, присоединился к Кен-Дзэн додзе в Нью-Йорке. Там я оказался в прекрасной обстановке с потрясающими учителями и – впервые в своей жизни – настоящем додзё. До иайдо и кендо кейко по субботам там также преподавали кендзюцу, о котором я абсолютно ничего не знал… и поэтому после некоторых уговоров и с рекомендациями некоторых кендо и иайдо сэнсэев, мне дали разрешение присоединиться. Кендзюцу было Ягю Синкагэ-рю и учителя были мастерами стиля и Мэйк Скосс. Звезды сошлись!

Крайне неопытный в кендо и полный новичок в иайдо и кендзюцу, я бросился делать все возможное, чтобы узнать, что я мог. Время, которое я провел в этом счастливом беспорядке – всего 2 года, но ряд событий и реализаций, которые я имел в то время, значительно повлияли на всю мою карьеру кендо по сей день. В частности именно в этот период мне хотелось больше понять историю этих искусств, а также стал серьезным поиск связи между ними. Откуда именно взялись эти искусства? Как они приняли свои нынешние формы? Кто были эти люди, которые повлияли на их развитие? Каковы их общие темы? И т.д.

В то время я не мог говорить на японском языке и поэтому не имел доступа к обширным ресурсам, доступным на этом языке, поэтому мне приходилось изучать бездонные ресурсы на английском языке. Помните, это была середина 90х до развития интернета… темный век. Я уверен, некоторые молодые читатели  kenshi 24/7 не смогут даже себе представить!

Удивительно, однако, среди всех запутанных книг по будо, которые были там, был перевод о самом стиле кендзюцу, который я изучал: «Меч и Разум», которое было основным переводом «Хёхо Кадэнсо» Ягю Мунэнори, книги, касающейся традиции фехтования семьи Ягю.

Тонкая книга, я прочитал ее быстро, но будучи довольно неясной, у меня осталось больше вопросов, чем ответов. В начале книги была одна фраза, которая действительно привлекла мое внимание. Там говорилось:

«Вам следует сделать щит из собственных кулаков»

(Обратите внимание, что фраза из другой версии перевода, которую я указал выше, так как у меня нет конкретно этой копии)

Это простое предложение осталось со мной на долгие годы и является основой для сегодняшней статьи.

Положение и функции рук в камаэ

Фраза, приведенная выше, проникла в мою молодую и впечатлительную голову очень рано в моей карьере кендо и с годами стала последовательной темой на протяжении всего моего изучения кендо и корю. Мое понимание этой фразы не пришло в одночасье, и ее значение изменилось после того, как я наткнулся на определенные учения кендо, связанные с положением кулаков, использованием рук и также после взросления моего кендо. Давайте посмотрим, смогу ли я передать словами свои идеи здесь.

 

1. Положение левой руки (左手の収まり)

В кендо меня прямо учили важности правильного позиционирования левой руки. "Правильно", конечно, означает "правильно для вас", поэтому, где именно находится ваша левая рука, зависит от длины ваших рук, туловища и ног.

Найти удобное расстояние между вашим левым кулаком и вашим телом - это также то, над чем нужно работать. Многие учителя кендо говорят, что кулак должен быть между одним и, возможно, двумя кулаками, удаленными перед вашим телом, но это только общее правило. Я думаю, что, вероятно, лучше держать свой левый кулак дальше, чем прижимать его близко к вашему телу.

Это может занять некоторое время и требует экспериментов, чтобы точно узнать, где это именно для вас (и, конечно, позиция будет развиваться по мере созревания вашего кендо), но как только вы “достигли этого”, вы должны попытаться удержать левую руку от слишком большого движения из этой позиции во время кейко. Конечно, она должна двигаться при выполнении определенных вадза, но это нормально.

Мое мнение, что это относится также к дзёдан.

2. Левая рука для защиты (守れ手)

Основываясь на нашем обсуждении, вы можете понять, почему многие старшие сэнсэи хмурятся, когда (почти всегда молодые, но к сожалению не всегда неопытные) кендоисты делают это:

Да, печально известное санпомамори (прыжку тоже «нет», кстати). На первый взгляд форма довольно оборонительная, но если вы стремитесь приобрести хороший стиль кендо, то вам лучше избегать этого и научиться защищаться от атак, сохраняя левую руку в основном там, где она есть. Я на самом деле довольно педантичен в этом вопросе, но это потому, что ни один из хачидан или нанадан сэнсэев, которых я уважаю, никогда не делает этого.

Обучение тому, как защищаться, удерживая левую руку в центре, может занять некоторое время, потому что обычно легче блокировать, просто поднимая руки, как показано выше. Основные причины, по которым вы хотите научиться защищаться левой рукой - экономия движения и легкость контратаки. К сожалению, это не то, чему обычно учат в основной практике (я виноват в том, что почти не учу этому), поэтому, вероятно, многие люди в конечном итоге реагируют инстинктивно, перемещая руки вверх или переходя в режим стеклоочистителя.

Если вы не уверены, как защищаться таким образом, теперь это повод, чтобы начать экспериментировать!

3. Правая рука для угрозы (攻め手)

Этот последний момент, возможно, наиболее трудно понять, потому что тенденция последних нескольких десятилетий показывает, что кендо камаэ "выпрямляется" гораздо больше, чем было нормой раньше. Любой, кто проводил время в Японии, занимаясь кэндо в разных местах, уже знает, что у многих старших сэнсэев более "открытые" камае, например, посмотрите на камае Оно и Накакура сэнсэев (оба ханси 9-й дан):

Конечно, не все камае были такими, но это, конечно, было не так необычно, как иногда кажется в наши дни. Несколько лет назад я коротко об этом говорил и намекал, что до недавнего времени это было нормой.

Во всяком случае, для сегодняшнего обсуждения, дело в том, что используя правую руку, чтобы оказывать давление на противника, гораздо легче сделать, когда ваше камаэ более открытое, чем прямое. Из вашего открытого камаэ вы можете давить вниз или вверх на синай противника, не ставя под угрозу положение вашей левой руки (т.е. позволяя выходить за ширину своего тела). Излишне говорить, что этот тип сэмэ позволяет острию вашего синая быть более «живым», что, надеюсь, заставит вашего противника дважды подумать, прежде чем начать атаку.

Если это не имеет смысла, не волнуйтесь, я понимаю, почему нет. Будет лучше, если вы встретитесь со мной лично для демонстрации!

(кстати, сэмэ от правой руки работает в сочетании с движением правой ноги (攻め足), но это история для другой статьи)

В заключение

Вместе взятые, три вещи, о которых я упоминал выше, из того, что я представляю как концептуальный " щит " против атак врагов:

  • Кулаки дальше перед телом
  • Левая рука как защита
  • Правая рука для угрозы

Чем дальше ваши кулаки будут располагаться перед вашим телом, и чем больше вы будете держать левую руку в своем положении несмотря ни на что, тем легче вам будет защищаться от атак, тем сложнее быть пораженным, и тем легче становится контратака (возможность которой тоже оборонительная). Постоянная угроза со стороны правой руки также вызывает сомнения в сознании оппонентов, что является своего рода психологической защитой.

Эта комбинация - ваш "щит".

Перевод Владимира Синякова