Кирикаэси

Кирикаэси

 

https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/11/切り返し/

Кирикаэси

Статья Нагао Сусуму (Профессор университета Мэйдзи)

Когда кирикаэси стало частью практики кендо?

Почему существуют «четыре диагональных удара вперед и пять назад»?

Кирикаэси и какари-гейко произошли от метода практики Хокусин Итто-рю, называемого «учикоми». В Чиба Сукаку Сэнсэй Дзикитэн Кендзюцу Мэйдзин-хо (1884) есть следующий отрывок:

«Учикоми - это не то, что популярно в других школах. Если вы действительно хотите улучшить свои техники кендзюцу, вы не можете сделать это без учикоми. Поэтому новичкам в нашей школе не разрешалось участвовать в реальных матчах. Учикоми – всё, что они делали больше года… Когда дело доходит до практики этого метода, вы можете значительно улучшить свое мастерство, сильно ударяя мэн своего противника в быстрой последовательности слева и справа, или ударяя центр мэна противника, или ударяя до противника слева или справа».

В продолжение: «Мотодачи не может просто стоять и принимать кирикаэси. Он должен искать возможность нанести ответный удар в мэн или котэ противника, чтобы оба партнера были полны решимости атаковать друг друга». Из этого можно предположить, что учикоми – комплексный, а также ориентированный на дисциплину метод обучения, подобный комбинации кирикаэси и какари-гейко. Если бы это было так, это должно было быть чрезвычайно тяжело и мучительно.

Наиболее распространенным типом кирикаэси на сегодняшний день является удар в центр мэна, затем в левую или правую сторону мэна (начиная с левой стороны мэна противника) четыре раза, двигаясь вперед, и затем пять раз в левую и правую сторону мэна (в том же направлении), двигаясь назад. После последнего удара атакующий продолжает двигаться назад, чтобы открыть дистанцию маай, затем снова устремляется наносить удар по центру мэна, продолжая тот же порядок, и, наконец, ударяет в центр мэна, чтобы закончить. Как поясняется в Кендо Сидо Ёрё и Кендо Косукай Сирё, этот метод является просто руководством для начинающих. Также упоминается, что практикующий должен быть творческим при выполнении кирикаэси в зависимости от уровня, увеличивая число ударов в левую или правую сторону мэна пока не закончится дыхание, пока не врежутся друг в друга и т.д.

В Кендо (1915) Такано Сасабуро пишет: «Вам следует всегда практиковать кирикаэси», и предлагает следующие объяснение, чтобы описать, какие эффекты можно извлечь из этого:

«Кирикаэси является важным методом практики обучения кендо. Вы станете ловкими при движении вперед, назад, влево и вправо, ваше тело и конечности станут сильнее, ваши движения раскованными, а дыхательная способность улучшится. Ваши атаки станут более точными и спонтанными, ум и физическая сила станут едиными, лишняя сила исчезнет, а люди с дефицитом силы станут сильнее. Сила в вашей левой и правой стороне будет выравниваться, удары со стороны ура и омотэ станут однородными, вы сможете выполнять приемы с молниеносной скоростью, и вы улучшите свою выносливость и стойкость».

Также с точки зрения того как выполнять кирикаэси, он пишет:

«Быстро ударяйте мэн вперед и назад попеременно, энергично прилагая усилия с каждым ударом, пока у вас не закончится дыхание, не останавливаясь. Удары должны быть большими и быстрыми, руки и ноги – скоординированными, а ум и дух – синхронизированными во время сильного удара. Когда ваши руки устанут или когда у вас закончится дыхание, поднимите свои руки над головой, а затем вытяните их вперед, переместите ноги вперед и нанесите достаточное количество ударов, крича: «Мэн!». Затем вы можете отдохнуть».

Это означает, что первоначально кирикаэси не было упражнением, которое имело ограничение на выполнение определенного количества повторений. Важнее всего было энергично наносить удар с синхронизированным умом и духом, пока руки не устанут, и не закончится дыхание. Только тогда можно создать фундаментальные навыки, которые помогут практикующим справиться с суровостью обучения.

Однако по мере того, как будо (в том числе кендо) вводилось как предмет в военное или школьное образование в наше время, люди стали устанавливать предел количества ударов в кирикаэси для подготовки новичков. В Будо Кёхан (1895) Кумамото Дзитсудо, кирикаэси упоминается в разделе «Кисо Энсу Дай-иккё; Учикоми». Существует объяснение, что мэн противника необходимо ударить в порядке слева направо семь раз, двигаясь вперед до седьмого удара на левую сторону мэн (не окури-аси, а аюми-аси, как если бы шли), затем сделать большой шаг назад, отскакивая от последнего удара. Он также содержит подробные инструкции о том, как укэтэ следует принимать удары. Возможно, современное кирикаэси с ограниченным количеством ударов было в итоге создано из этого метода тренировок, который разрабатывался с учетом новичков.

Между прочим, Такано Сасабуро представил быстрый альтернативный способ удара в его книге Кендо. О кирикаэси, которое он практиковал в молодости, он пишет:

«В Кирикаэси нашей школы (Итто-рю Наканиси-ха) левую и правую сторону мэна не ударяли поочередно. Вместо этого мы мощно наносили удар по одной стороне несколько раз подряд, а затем по другой стороне. Не было установленного количества ударов для каждой стороны. Мы использовали деревянный меч, не надевая мэн. Я мог выполнить текущий стиль кирикаэси даже с закрытыми глазами. Однако если вы стремитесь сделать три удара с одной стороны, а затем четыре удара с другой, вы должны быть очень осторожны, иначе это может привести к травме». (Будо Хокан, 1934)

Этот вид метода обучения, используя деревянный меч, может быть трудно выполнить сегодня, но учитывая значимость кирикаэси для «совершенствования ударной техники движения вперед и назад» или обучения специалистов (в том числе мотодачи), чтобы быть морально готовым в матчах, как если бы сражались «с настоящими мечами», возможно, этот тип тренировочного метода заслуживает пересмотра.

Перевод Владимира Синякова