Hasuji, shinogi, harai и suriage

Hasuji, shinogi, harai и suriage

 

Hasuji, shinogi, harai и suriage

https://kenshi247.net/blog/2016/07/31/hasuji-shinogi-harai-and-suriage/

Эссе 1: hasuji и shinogi

С тех пор, как в середине XVIII века в кендо стали активно использовать синаи, среди людей, которые практиковали кендо без богу, используя бокуто или хабики (затупленные мечи), появились недовольные этим новшеством. В последствие их недовольства возросли в связи со стремительным ростом популярности синаев.  Для тех, кто заинтересован в серьезном изучении японского фехтования, многие моменты, поднятые тогда, по-прежнему актуальны.

Традиционно катана затачивалась только с одной стороны, и именно этой частью мы и должны наносить удар в кендо. Синай, будучи круглым, не имеет естественного ха (лезвие), но мы делаем дифференциацию между лезвием и задней частью синая при помощи цуру. Все удары должны наносится пластиной лежащей против цуру.

Одной из самых крепких областей катаны является линия гребня с обеих сторон лезвия - шиноги. Благодаря своей прочности эта часть (как омотэ, так и ура) используется для данных ваза: kaeshi, suriage, uchiotoshi, makiosae, harai, и т.д. Существует очень много техник, использующие шиноги при соответствующих движениях запястья в корю кендзюцу.

Из-за того, что синай имеет цилиндрическую форму, многие практикующие не уделяют особого внимания правильному использованию шиноги, хотя многие стараются наносить удар режущей кромкой. Для того, чтобы лучше понимать как правильно использовать шиноги, вы можете попробовать тренироваться синаями с различными формами цука (рукоять). Обычной альтернативой круглой цуке являются кобан (овальная рукоять); но вы также можете попробовать шестиугольные, семиугольные и треугольные рукояти

 

Эссе 2: harai и suriage

В вышепредставленном эссе (hasuji и shinogi) я обсудил пару областей, в которых современному кендоке действительно необходимо разобраться. В этом эссе, в частности, будет обсуждаться вопрос о более глубоком понимании использования шиноги во время практики и выполнения harai и suriage ваза.

Прежде всего необходимо понять, что правильное использование шиноги зависит от того, насколько правильно работают кисти ваших рук. Нужно знать, что существует множество видов различных ваза, но активно используются лишь некоторые из них. Разумеется, что предпочтения каждого человека индивидуальны, и многие люди используют непривычные на первый взгляд ваза. Ниже приведены ваза, которые, по моему мнению, больше подходят для тренировки правильной работы кистей рук и применения шиноги. Со временем вы сможете без проблем практиковать другие ваза.

 

ТИП - ТЕХНИКА - СТОРОНА - НАПРАВЛЕНИЕ

A - harai-otoshi men - Омоте – сверху-вниз, справа-налево 
B - harai-age kote / kote suriage kote / kote suriage men - Ура – снизу-вверх, слева-направо 
C - men suriage / men kote suriage men - Омоте - снизу-вверх

Вопросы, которые необходимо знать:

 

1. Практика с бокуто

Поскольку наша цель - исследовать использование шиноги, вероятно, лучше начать практиковать эти методы с бокуто, прежде чем перейти к практике с синаем.

 

2. Где ударить или “поймать” лезвие противника?

При исполнение harai ваза старайтесь подойти на минимально возможную дистанцию. Рискованно слишком рано сбивать синай противника, независимо от того, насколько сильно вы это сделаете, так как он может вернуть синай прямо на центральную линию и остановить вас.

Для suriage ваза у вас есть немного свободы в плане выбора дистанции в зависимости от того, где находится ваш противник. Однако, по времени, лучше «поймать» лезвие противников как можно позже.

 

 3. Скольжение

То, что отличает  harai или suriage от простого отбрасывания меча, - это скольжение. Это должен быть контакт шиноги с шиноги (ваш и противника), и с помощью толчка своим шиноги, вы должны отбросить меч противника (вверх или вниз). Во время harai ваза толчок обычно немного короче, чем в suriage.

 

4. Использование правой руки и запястья

Скольжение и удар, описанные в п.3 производятся правой рукой и кистью. Средний, указательный и большой пальцы – все играют свою роль в создании этого движения (подобно использованию кодачи).

Давайте рассмотрим 3 типа waza более подробно. Обратите внимание, что я объясню только harai и suriage. Я не буду детально говорить о движении тела и самом ударе.

 

Тип A: harai-otoshi

Из чудана ударяйте по синаю противника по диагонали сверху-справа налево. Когда ваше лезвие движется по данной траектории, ваше правое запястье должно скручиваться в небольшом полукруге справа налево. Встретившись с шиноги противника своим шиноги вы завершаете движение полукруга со сбивом лезвия противника вниз. Ваше лезвие останется на центральной линии, а тыльная сторона правой руки направлена ​​вверх, а хa - по диагонали вниз. По окончанию выполнения harai-otoshi вы должны вернуть рукоятку в обычное положение.

 

Тип B: harai-age (ura-suriage)

И harai-age, ura-suriage и имеют идентичную технику шиноги и кистей, разница заключается только в том, где вы ловите синай оппонента и как двигается ваше тело. 
Из chudan позвольте кончику вашего синая немного опуститься, прежде чем перемещать лезвие по диагонали с нижнего левого на верхний правый. Когда лезвие движется по данной траектории, ваше правое запястье должно скручиваться в полукруге слева направо. Встретившись с шиноги противника своим шиноги вы завершаете движение полукруга со сбивом лезвия противника вверх. Ваше лезвие останется на центральной линии, а тыльная сторона правой руки направлена ​​вверх, а хa - по диагонали вниз. По окончанию выполнения техники вы должны вернуть рукоятку в обычное положение.

Как вы, возможно, заметили, тип B такой же, как тип A, но движение происходит по противоположной диагональной таректории.

 

Тип C: omote suriage

Это, безусловно, одна из самых простых техник кендо. Все, что требуется, - это небольшое изменение в вашем камаэ перед исполнением.

Нужно нацелить кончик вашего синая на левый глаз противника, ваше камаэ, естественно, будет слегка диагональным. Когда ваш противник атакует, просто поднимайте руки вверх из этого камаэ. После соприкосновения вашего шиноги с шиноги противника, поверните лезвие вверх, сдвинув его с центра. По окончанию выполнения техники вы должны вернуть рукоятку в обычное положение.

 

Заключение

Я лично не забочусь о чрезмерно подробном анализе методов, но думаю, что буду включать одну главу, подобную этой, в любом случае - отчасти как пример того, как важно общение один на один с учителем, а также чтобы побуждать людей больше думать о технике кендо, его ваза и о том, откуда все это взялось.

Это может быть удивительно для некоторых людей, я не знаю, но мои личные исследования в исполнении harai и suriage, и мой вывод о том, что они на самом деле являются в основном той же техникой, проистекает из моего обучения кендзюцу, а не моего обучения кендо. Многие из моих учителей здесь, в Японии, вообще не заинтересованы в работе шиноги и используют синай в качестве круглого орудия. Они не изучают корю, мало интересуются мечами и историей кендо. Большинство из них никогда не делали iaido. В этом отношении я уверен, что будет несколько старших преподавателей, которые не согласны с содержанием этого конкретного эссе (и это хорошо для меня).

Я думаю, что если мы попытаемся сохранить некоторые из элементов “меча” в кендо, то личные исследования, подобные этому, могут быть очень полезны.

Перевод Михаила и Александра Плехановых