Экзамен на Дан

Экзамен на Дан

 

Экзамен на Дан (Сато Нариаки)

2018.9 KENDOJIDAI

Ключевое различие между сдачей и провалом экзамена заключается в подготовке. Подготовка состоит из четырех этапов: планирование, выполнение, оценка и совершенствование.

Основываясь на опыте тех, кто сдал экзамен, мы обсудим, на что следует обратить внимание в каждой из этих областей.

Sato Nariaki, 8th Dan Hanshi

Родился в префектуре Тотиги в 1938 году, 80 лет. После окончания средней школы в Уцуномии он поступил в Токийский университет образования, где получил степень по специальности физкультура, а затем магистратуру. После работы в качестве доцента в Университете Комазава, он стал преподавателем в своей альма-матер, Токийском университете образования, прежде чем уйти в отставку в качестве профессора в университете Цукуба в 2002 году. Принимал участие в чемпионатах Японии, Чемпионатах Мира, Национальном Спортивном чемпионате, Национальном чемпионате Учителей и Всеяпонийом Турнире Восток-Запад. В настоящее время является почетным профессором университета Цукуба. Исполняющий обязанности президента Всеяпонской студенческой федерации кендо.

Поддерживайте высокое уважение к Кендо для правильной передачи Кендо как традиционной культуры

Экзамены на дан являются одним из наиболее важных проблем для тех, кто практикует Кендо, особенно тех, кто стремится к высоким данам. Всеяпонская федерация кендо (AJKF) установила "Принципы Кендо", "Наставление по обучению Кендо" и "Наставление по преподаванию Кендо" в качестве руководящих принципов для будущего Кендо, с тем чтобы обеспечить правильную передачу и развитие Кендо, как спортивную культуру, воспитанную японской историей и традицией.

Экзамены в Кэндо проводятся в соответствии с этими руководствами, с тем чтобы обеспечить правильную передачу Кендо как традиционной культуры. Результаты обучения, которое испытуемый проводит во всех отношениях сравниваются с "Правилами проведения экзаменов, подробное руководство", статья 3 (Критерии для оценки) Всеяпонской федерацией кендо. Судьи оценивают уровень мастерства техники Кендо во время короткой демонстрации (включая, конечно, невидимые внутренние и психологические методы, которые управляют техникой) и характер испытуемых, и дают ему/ей цель для следующего этапа обучения.

Цели обучения Кендо: приобретение практических навыков Кендо рациональным образом

Хотя Есть много различных целей и задач, к которым практикующий может стремиться, идеал заключается в приобретении практических навыков Кендо в рациональной манере, на основе целей и задач, заявленных в "Принципах Кендо", "Наставлении по обучению Кендо" и "Наставлении по преподаванию Кендо" созданных Всеяпонской федерацией Кендо. Здесь я буду обсуждать некоторые конкретные пункты из "Целей обучения Кендо".

(1) Для обеспечения того, чтобы Кендо, традиционная и уникальная культура Японии, была правильно понята и передана будущим поколениям

В частности, по мере того, как интернационализация всех культур продолжает прогрессировать (истинная интернационализация означает правильное понимание и признание культур различных народов и наций), практикующие Кендо в Японии, как родоначальнице Кендо, должны приложить сознательные усилия, чтобы узнать и углубить свое понимание японской истории, традиций и культуры. Кроме того, необходимо выучить правильный японский язык, чтобы передать эту информацию.

 (2) Изучить основные движения и улучшить навыки поединков
Техники кендо основаны на системе, которая не может быть освоена без изучения основ. Необходимо правильно изучить основные движения Кендо и улучшить навыки поединков с помощью тренировок. Цель состоит в том, чтобы улучшить правильные основные движения и межличностные навыки.

 (3) Чтобы понять значение "Рей" (вежливость) правильно и узнать "Рейхо" (этикет)
 Кендо является спортивной культурой, изучение которой возможно только с учителем и противником, и важно признать значение Рей (уважение к своему учителю и противнику) и практиковать Рейхо правильно. Важно признать значение Рей, например, уважать своего учителя и партнера, и правильно практиковать Рей. Важно быть искренним. Важно также иметь возможность практиковать надлежащий этикет не только в Додзе, но и в повседневной жизни за пределами Додзе.

 (4) Утвердиться
Через практику Кендо, мы стремимся культивировать энергичный дух, самодисциплину, концентрацию, настойчивость, точное суждение и способность принимать решения, а также культивировать отношение искренности и серьезности в борьбе с вещами на свою собственную ответственность, не поддаваясь трудностям, и утвердиться, чтобы жить сильно в обществе.

 (5) Развивать социально желательные отношения
Цель состоит в том, чтобы развивать уважение к своему учителю и партнеру по обучению, строить надежные человеческие отношения через постоянную практику, и культивировать социально желательные отношения, такие как вежливость, верность, смирение, мужество, искренность, ответственность, сотрудничество, уважение, сострадание и служение.

 (6) Культивировать пожизненный интерес к Кендо и отношение, ведущее к жизнерадостной и внутренне богатой жизни
Кендо это упражнение, которым можно наслаждаться в течение длительного времени, независимо от возраста или пола, и цель состоит в том, чтобы развивать отношение вести жизнерадостную и внутренне богатую жизнь через кендо, так что она может быть продолжена на протяжении всей жизни и рассматривается как что-то привлекательное.

 (7) Поддержание и улучшение здоровья и физической подготовки
Цель состоит в том, чтобы поддерживать и улучшать свое здоровье и физическую форму, принимая во внимание свой возраст, пол, физическую силу и образ жизни, и продолжать тренироваться соответственно.

 (8) Для улучшения безопасности
Безопасность является важным аспектом современного обучения Кендо. Цель состоит в том, чтобы повысить осведомленность о самообороне и улучшить отношение к безопасности, включая предотвращение травм, строгий контроль запрещенного оборудования, а также управление безопасностью в части оборудования и додзё.

8 пунктов фокусировки: Что требуется в практическом экзамене
В экзаменах Кендо, судьи оценивают, действительно ли испытуемый способен мгновенно определить сильные и слабые стороны противника, и является ли он в состоянии немедленно, точно и решительно продемонстрировать свои лучшие методы в наиболее подходящий момент, не показывая свои собственные намерения или слабости.

Кроме того, в экзамене, количество действительных ударов является не единственным критерием, определяющим, проходит ли испытуемый или терпит неудачу, как это имеет место в турнирах. Всесторонне наблюдается и оценивается качество процесса движения, т.е. «проявление Кейко».

Ниже приводится краткое изложение основных точек внимания, оцениваемых судьями на экзамене.

(1) Одежда и оборудование
(2) Этикет
(3) Камаэ и осанка
(4) Мааи и Семе
(5) Инициатива
(6) Возможности
(7) Киай
(8) Кендо Ката

Это охватывает основы Кендо, особенно наступательные и оборонительные методы в поединках (в том числе вопросы сильного сердца), а также человеческой природы, в том числе вопросы характера и благородства, как они прогрессируют.

 (1) Одежда и оборудование
Не будет преувеличением сказать, что то, как один человек одевает Кендо-ги, Хакама, и Богу отражает отношение, с которым он тренируется в Кендо. Важно тренироваться в аккуратном и опрятном виде. С точки зрения традиций и функциональности, желательно использовать соответствующие формы, цвета и материалы.

 (2) Этикет
Значение "Рей" в Кендо заключается в человеческом контроле насильственных эмоций и чрезмерных боевых инстинктов через строгое соблюдение предписанного этикета. Сердце выражается в форме. Практикуя Кендо, мы должны уважать личность другого человека как хорошего помощника, чтобы тренировать наши умы, тела и техники, и практиковать Кендо с благодарностью и уважением, и с аккуратным внешним видом. Это важно для взаимного развития доброго Кендо, что, в свою очередь, приведет к развитию позитивного социального отношения.

 (3) Камаэ и осанка
Камаэ и осанка, когда вы сталкиваетесь с кем-то с синаем в руке, вы должны  быть «правильны» для того, чтобы вы могли атаковать и защищаться. Если осанка «правильная», наступательные и оборонительные действия будут идти, как вы хотите, но, если какой-либо момент вы теряете «правильную» осанку, это, безусловно, влияет на некоторые другие части тела в негативном ключе.
Мусаси Миямото "Книга пяти колец" (Книга Воды) является хорошей ссылкой.
Обычно, когда мы думаем о Камаэ мы думаем о физическом Камаэ, которое, естественно, включает в себя Камаэ ума. В общем, когда мы думаем о Камаэ, мы, как правило, ограничены понятием конкретного Камаэ, но лучше стремиться к пониманию Камаэ, как к средству атаковать и защищаться, на основе изменений в противнике и взаимодействии с противником. Поэтому высоту Кенсаки (острие меча), ширину ног и т.д. следует принимать по мере необходимости в контексте взаимодействия с противником. Работа Такуана Сохо, "Fudochi Shinmyoroku", является хорошим ориентиром для этого. На протяжении всей книги он говорит: "Если вы застряли в одной вещи, и только в одной, вы не можете ожидать хороших результатов".
В Чудан-но-Камаэ пятка левой ноги должна быть слегка поднята. Если вы поднимаете её слишком высоко, ваше колено будет согнуто, что приводит к слабости. Кроме того, если вы опустили пятку задней ноги на пол, вы наполовину отдыхает, что удобно, но не поддерживает осанку. Кроме того, вы не можете быть в состоянии начать атаку в любой момент, так что вы можете упустить хорошую возможность.

 (4) Мааи и Сэмэ
Термин "мааи" можно просто интерпретировать как расстояние или интервал между вами и вашим противником. Если расстояние между вами и вашим противником является целесообразным, вы сможете применить свои техники к вашему противнику. Хотя стандартом для мааи является Issoku-itto (один шаг и длина одного меча), победитель определяется тем, агрессивно ли вы атакуете и вторгаетесь ли в мааи противника или пассивно позволяете вашему противнику вторгнуться в ваш.

Вообще говоря, лучше держать дистанцию от соперника. Говорят, что мы должны «держать соперника далеко от нас, но мы должны быть рядом с ними». Другими словами, разница в мааи может проявляться через разницу в уровне квалификации, психической силы, осанки и отношения обеих сторон, и может быть изучена с помощью тренировок.

В Кендо, есть учение, которое говорит: "Не ударить и победить, но победить и ударить". Это означает, что при ударе, вы всегда должны применять Сэмэ в первую очередь. Например, при попытке ударить Мэн из Шикаке-ваза - не достаточно просто ударить Мэн. Скорее, важно понимать, что имеет смысл взять инициативу в свои руки, прежде чем поразить Мэн противника, то есть применить взаимные Сэмэ с Кенсаки. Победа в этом взаимном Сэмэ приведет к победе над соперником. Тем не менее, очень трудно описать Сэмэ. Вы можете подумать, что применили Сэмэ, но, если ваш оппонент никак не реагирует, вы этого не сделали. Сэмэ эффективен только в том случае, если он заставляет вашего противника реагировать.

Усилия разума и движения Кенсаки, которые не приводят к удару, можно увидеть на экзамене высоких Данов, и это должно быть рассмотрено. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о длительных обменах Чикай Мааи/Чикама (близкой мааи) в сиаях, кейко и экзаменов у высоких данов. Конечно, не все близкие мааи плохи. Хотя это похвально в том смысле, что обе стороны агрессивно пытаются вторгнуться в другие мааи, есть предел этому.

Как следует из учения «трех мааи», мы должны гибко реагировать в зависимости от наших отношений с противником, но важно понимать тоои мааи/тома (далекую мааи).

Кроме того, нынешняя ситуация, когда большая часть матчей между студентами колледжа и средней школы ведется в Цубазерии и с Хикивадза, является проблемой, которую необходимо исправить.

Принцип Кендо заключается в нападении и защите с расстояния Исоку Итто. Уже известно, что существует ограничение на количество Hansoku, которые могут быть применены в соответствии с "Правилами для матчей и судей". Не обязательно должно быть правило, позволяющее обеим сторонам вернуться на расстояние Исоку Итто после того, как в Чикама или в Цубадзериаи прошло определенное количество времени. Тем не менее, необходимо обеспечить регулярное руководство и практику с долгосрочной точки зрения для всех практикующих Кендо, в том числе высокопоставленных практиков, в отношении идеальной формы мааи и идеальной формы Кендо как молчаливое понимание обеих сторон.

 (5) Инициатива
Иероглиф 先 читается как "Сен" или "Саки" и означает "быть первым", или "взять на себя инициативу". Она написана в "Анналы Сян Ю" в "Записи истории Китая" автором Сима Цянь, "Если вы первый, вы будете контролировать других. Если вы позади, вы будете контролироваться другими». Это описывает важность инициативы.

Важность инициативы также подчеркивается в Кендо, хотя существуют различные способы ее выражения в разных школах. Наиболее распространенными выражениями являются "впереди", а не "за", которые также выражаются как "впереди тела", "впереди действия", "впереди ничегонеделанья" и "впереди ожидания".
В «Книге пяти колец» Миямото Мусаси, «Книга Огня», «Три первых» описаны как «Кен но Саки», «Тай но саки» и «Тайтай но саки». В книге Такано Сабуро «Кендо» объясняется так: «Sensen no Sen», «Sen» и «Go no Sen». (Примечание переводчика: И Миямото Сэнсэй, и Такано Сэнсэй, кажется, отличают в основном три типа инициатив, которые, с риском упрощения можно озвучить как: вид инициативы, которую вы бы использовали в Shikake-waza, вид инициативы которую вы бы использовали в Debana-waza и вид инициативы, которую вы бы использовали в Oji-waza.)

 (6) Возможности
В Кендо, ум и техника не могут быть разделены. В «Книге пяти колец» (Книга Земли) описаны умственные особенности известных мастеров. В частности, они "знают возможность", "идут на возможность", и "создают возможность". Ниже приводится сокращенное описание.

"Знание возможности" означает, что, практикуя, вы сможете обнаружить признаки того, что ваш противник собирается делать, просто глядя на его форму тела и то, как он перемещает его Shinai, и вы сможете знать, когда вы должны ударить, а когда вы не должны. Чем больше вы практикуете, тем больше вы будете развивать интуицию, чтобы знать, когда ударить. Это не просто вопрос размахивания Shinai слепо и говорить, что удары правильны. Важно знать возможность для удара.

"Идут на возможности" означает, что, если противник реагирует каким-то образом на силу вашего Кенсаки, и вы знаете, что есть возможность нанести удар, то вы должны немедленно начать эффективный удар. Книга пяти колец (Книга Огня) говорит нам: "Если необходимо, когда возникает возможность, воспользуйся ею в данный момент и ударь с инициативой, чтобы выиграть". Иногда говорят, что «мастера не имеют особых навыков» или «поединки мастеров искусны, но не выглядят сильными». Это потому, что мастер не придерживается одной техники или конкретной части тела, но использует технику по мере необходимости. Нет чувства силы, нет чувства выдающейся силы или яркости. Это связано с тем, что техники выполняются рациональным образом, меняясь по мере необходимости в зависимости от ситуации. Когда я говорю "техники, которые могут быть изменены по мере необходимости", я имею в виду, что даже если они будут изменены, они могут быть эффективными только в том случае, если основные принципы (основы) являются твердыми. Поэтому не похвально начинать только с поиска изменений. Разумеется, важно сначала укрепить основы каждой техники.

 «Создание возможности» означает, что, помимо знания, когда наносить удары и когда воспользоваться возможностью победить, нужно активно создавать возможности для удара в разгар ожесточенного взаимного Сэмэ с Кенсаки. В этом суть Сэмэ. Другими словами, основная идея атаки заключается в том, чтобы выиграть, создавая возможность, зная реакцию противника и использовать ее, прежде чем он сделает ее. "Искусство войны" Сунь-цзы, объясняет понятие "ложь и реальность" в качестве ссылки на пояснение.

 (7) Киай

Ki является фундаментальной энергией, которая работает во всех вещах, которые создают, развиваются и исчезают.

У людей, это источник динамической энергии, которая управляет нашим восприятием, чувствами и инстинктами. В Кендо это означает атмосферу, которая соединяет вас и вашего противника, и является источником энергии, который усиливает и гармонизирует работу вашего ума и тела.

В Кендо, важно иметь всю вашу энергию в вашем теле, чтобы поддерживать бдительность, чтобы подавить энергию противника, и воспользоваться любой небольшой слабиной в энергии противника, чтобы взять на себя инициативу в поединке. В таком случае легко думать, что громко кричать и энергично двигаться – это «Киай», но это только его часть.

Есть два типа Киай: Yushin no Kiai (Киай с присутствием ума) и Mushin no Kiai (Киай без ума). Yushin no Kiai относится к тому, чтобы кричать и действовать энергично, и часто практикуется в начальных стадиях. Например, если вы перегружены Кенсаки, ударом, или внешним видом противника и его духом, вы не сможете напасть на него. Вам придется бороться во время контакта с ним. Один из способов сделать это, чтобы кричать громко, заставлять резонировать все ваше тело. Крича, вы можете мысленно обогатиться и подавить вашего противника, что делает его легче для вас, чтобы выбрать дальнейшие действия. Тем не менее, нужно быть осторожным, чтобы не позволить, по этой причине, своему телу закрепоститься и затруднить себе свободу действий.

Вот где " Mushin no Kiai " приходит на помощь. Дух без ума – это дух, который выходит спонтанно и бессознательно. Это самое главное в борьбе, чтобы иметь возможность иметь естественное и стабильное чувство в вашем теле, не напрягаясь, и быть в состоянии оказать психическое давление на вашего противника, чтобы взять поединок под контроль. Kiai без ума не является чем-то, что может быть достигнуто путем напряженных попыток производить его. Много лет тренировок в единстве ума, духа и силы (Shinkiryoku-ichi) даст вам состояние уверенности, которое поставит большое психическое барьер для вашего противника и приведет к преимуществу в поединке.

Kiai (気合) не то, что может быть произведено в одностороннем порядке, а это то, что производится на двусторонней основе (отсюда иероглиф 合, что означает встретиться, или соответствовать). Это возникает в так называемом «Kizeme», которая является битвой между умами. В Кендо уже давно говорят: «Не бейте и выигрывайте, а скорее, выигрывайте и бейте», и это важное учение о том, как действовать в сиае. На начальных этапах, если вы хотите ударить, вы выпрыгивать, и, если есть открытое место для удара, вы идете на него. Однако, когда вы становитесь с более умелым, вы будете применять Seme к вашему противнику, прежде чем сделать ваше ударное движение, и вы будете иметь достаточное преимущество над вашим противником заранее. Важно признать, что важнейшей составляющей атаки является «Kizeme» в регулярном Кейко.

(8) Кендо ката

Во многих экзаменах ката оценивают сразу после того, как испытуемые прошли практический экзамен, когда и тело, и ум находятся в состоянии релаксации. В этой ситуации судьи ищут ошибки в порядке выполнения Ката, обращают внимание на точки, которые следует отметить в каждом Ката, в соответствии с "Points of Focus for Judging Nihon Kendo Kata ".

Конкуренция в современном кендо привела к тенденции пренебрегать Кендо Ката. Говорить о том, что небольшой практики перед экзаменом достаточно, далеко от принятого в культуре Кендо. Хотелось бы видеть, что практика подготовки Ката проходит под руководством хорошего инструктора.

Перевод Андрей Кусургашев