Datotsu-bui (цели удара) в Кендо

Datotsu-bui (цели удара) в Кендо

 

https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/11/打突部位/

Автор статьи Нагао Сусуми (Профессор университета Мэйдзи)

Почему существует только четыре цели удара в кендо: мэн, котэ, до, цуки?

В современных правилах  и положениях по судейству кендо, к областям, называемым датоцу-буи (области удара), относятся: мэн (слева, справа, по центру головы), котэ (правое и левое запястье), до (правая и левая сторона туловища), цуки (колющий удар в горло).

Кроме того, дополнительные правила кендо гласят, что при нанесении ударов мэн с правой и с левой стороны головы, контакт должен осуществляться над висками. При нанесении удара котэ, правое запястье оппонента должно быть поражено, когда он или она находятся в чудан-но-камаэ, или левое или правое запястье, когда он или она находится в иной позиции. Эти правила не сильно изменились с тех пор, как Дай-Ниппон Бутоку-кай внесли изменения в свои правила и положения в 1927 году.

Датоцу-буи в те времена сильно отличались от нынешних, описанных выше. Начнем с того, что когда воины владели настоящими мечами и носили доспехи, традиционный способ нанести удар  по противнику заключался в поражении слабых мест доспехов. Этот тип удара и колющего удара можно увидеть в старом стиле кендзюцу, которому учат  kacchū kenjutsu (kaisha kenjutsu) т.е. побеждать противников, защищенных традиционными доспехами. Согласно исследованиям профессора Фукусимского университета, Накамура Тамио, в последние годы было высказано предположение, что практика кендзюцу уже проводилась с защитным снаряжением в конце 1600-х годов. Тем не менее, только потому, что практикующие использовали защитное снаряжение, не обязательно означает, что текущие целевые области были введены в кендзюцу сразу.

В документе Иккан Сэйдзан Сиай Симацу (1750) который хранится Сагава-ха Сингагэ-рю, достояние Сэндай, есть такие описания, как: «Нанес удар по правой подмышке возле пробела боковой пластины доспеха и победил по иппону» и «Нанес удар в правое предплечье и победил». Обычно Сагава-ха Синкагэ-рю позволял своим студентам практиковать с мэн (защитный головной убор) и котэ (защитные рукавицы), а учитывая тот факт, что две упомянутые выше области, которые были поражены, не были защищены, мы можем предположить, что области защиты и цели не были одинаковыми. (По данным исследований профессора Эномото Содзи университета Нандзан).

В документе под названием Синто Мунэн-рю Кендзюцу Кокороэ-со (1833), который связан с Синто Мунэн-рю, достояние Мито, есть запись в разделе, относящемся к итто-рю, в которой говорится «Нанес колющий удар в правую подмышку». Кроме того, в разделе, относящемуся к Рюго-рю, говорится «Ударьте соперника по ноге, чего не сделали бы другие школы». Тип защитного снаряжения зависел от школы. Согласно данному документу, студенты носили мэн, котэ и бамбуковый до в школах Итто-рю и Дзикисинкагэ-рю; только мэн и котэ в школе Кёсин Мэйчи-рю; обычно мэн и котэ, но также до, в зависимости от соперника, в школе Синто Мунэн-рю; и мэн, котэ, до и бамбуковые щитки для голени в школе Рюго-рю. Как видите, вариантов было много.

Возможно, стало очевидным ударять по защищенным областям. Также понимание удара по общим областям целей установилось между периодом Тэнпо (1830-1844), когда бои между различными школами стали популярны и последними стадиями сёгуната Токугава, когда защитное снаряжение кендзюцу напоминало то, что используется сейчас и стало доступным и использовалось людьми за пределами школ. Реформы периода Тэнпо способствовали активному развитию литературного и военного искусства. Из-за этого государственная политика стала менее строгой в отношении запрета межшкольных матчей. Затем, в процессе определения средств и методов проведения межшкольных матчей, как представляется, постепенно включаются целевые области для обеспечения справедливости и безопасности.

Датоцу-буи для колющего удара не был постоянным до периода Тэнпо. Однако между завершающими стадиями периода Токугава и несколькими первыми годами начала периода Мейдзи область цели была сужена до передней части горла, т.к. был разработан мэн с защитой для горла. (Возможно также, что многие несчастные случаи, связанные с колющими ударами мэн-ганэ, способствовали этому). Позднее в период между поздним периодом Мейдзи и периодом Тайсё (1912-1926), колющий удар в до был восстановлен в правилах и положениях Дай-Ниппон Бутоку-кай. В постановлении 1927 года было разъяснено, что точкой соприкосновения должна быть защита для горла.

Удар в центр мэна стал уважаемым в последние дни сёгуната Токугава. Считалось, что сложно нанести удар в центр мэна на тренировках или реальных матчах, и поэтому было важно нанести удар по центру. Не говоря уже о том, что удар в центр головы человека смертелен.

Движущей силой ограничения датоцу-буи на протяжении раннего нового времени было представление о том, что выбор областей для удара, считавшихся труднодостижимыми в реальном бою, приводили к более эффективным тренировкам. Как говорит Кумамото Санэмичи в БудоКёхан (1895): «Вы должны ударить своего противника в грудь настоящим мечом, но вместо этого бейте по защите горла, которая находится выше груди и в которую сложнее ударить». Или: «По сравнению с настоящим мечом, ни одна из атак не должна быть совершена в области, которые легко ударить. То же самое касается колющих ударов. Не цельтесь в легкие точки для удара, и вы станьте вовлеченными в свою тренировку».

Что касается ударов котэ, возможно фехтовальщики целились и в правое, и в левое запястье, но в последние дни сёгуната Токугава стало популярно наносить удары только по правому запястью. Например, в 68 техниках кендзюцу, преподаваемых в Хокусин итто-рю, есть раздел под названием «12 техник котэ», в котором 11 из 12 были основаны на предположении, что правое котэ было целью. Единственным исключением была техника «левое котэ». (Чиба Сусаку Сэнсэй Дзикидэн Кендзюцу Мэйдзин-хо, Косака Масатака, 1884).

Почему правое котэ стало целью в позиции чудан-но-камаэ? Существуют различные теории, но, возможно, это было связано с тем, что самураи использовали правую руку, чтобы извлечь меч, который они носили на левом бедре, а травма правой руки привела бы к огромной потере способности сражаться. Кроме того, учитывая то, как люди обычно используют палочки для еды в Японии, люди традиционно больше ценят правую руку. По этим причинам, возможно, они намеревались заставить своего противника признать абсолютное поражение через порез на правом запястье.

Другой вариант связан с соображениями безопасности. В юности я участвовал в тренировочном матче с условием, что нам разрешали целиться в левое котэ даже в позиции чудан-но-камаэ (по обоюдному согласию). Когда мой оппонент ударил мое левое котэ, его синай соскользнул вверх к моей левой подмышке. Это было очень болезненно и болело долгое время. Что-то вроде этого вполне может быть одним из решающих факторов, лежащих в основе назначения правого котэ в качестве области цели.

Перевод Владимира Синякова