Что такое правильный иппон?

Что такое правильный иппон?

https://kendoandphilosophy.wordpress.com/2019/05/06/what-is-a-true-ippon/

Что такое правильный иппон?

Что такое иппон? Разве не просто заработанное очко в сиае? Я проанализирую смысл иппона, представленный Иноуе-сенсеем в указанном выше видео. Что за философия стоит за иппоном, и как это должно воздействовать на вашу практику?

Я настоятельно рекомендую посмотреть представленное выше видео либо сейчас, либо позже. Каждое просмотренное видео Иноуе-сенсея оказывается  очень проницательным и обогащающим.

Перед тем, как копаться в этой теме, я хотел бы отметить, что это второе издание статьи. Я писал её ранее, но не был доволен результатом. Поэтому я решил переделать и улучшить ее качество.

Иноуе-сенсей начал с напоминания нам, что, в конечном счете, лучшая победа заключается в «победе без физического боя, без удара».

Это Кацу Дзин Кен - «сохраняющий жизнь меч», впервые упомянутый Ягюу Муненори в Хейхо Каденщо (1632). Это было написано в Японии, которая только что видела столетия разрушительного конфликта и была умиротворена сёгунатом Токугава.

Как таковой меч был  разрушающим орудием и охота за мечами была создана предшественником сёгуна Токугавы. Сёгун желал видеть меч как инструмент для мира, а не для разрушений.

Ягюу Муненори, следуя по отцовским стопам и под влиянием идей сёгуна, написал концепцию о сохраняющем жизнь мече.

Однако, в кендо определить кто победил без удара практически невозможно. Это является причиной того, почему мы нуждаемся в иппонах в кендо.  И все же, иппон должен быть не только ударом. Правильный иппон там, где победа состоялась еще перед ударом.

Бей после победы, нет победы после удара.

- Такано Сасабуро (1862-1950)

Победа дается через семе и риай. Тогда через удар приходит иппон. Эта концепция может показаться несколько эзотерической, по крайней мере, так казалось мне первые пять лет практики в кендо. Я попытаюсь прояснить эту концепцию через следующий пример:

Когда я практиковался с моим сенсеем, я обнаружил чрезвычайно сложным найти открытые места в его камаэ. Его разум остается спокойным и сосредоточенным, что бы я не делал. И иногда я находил свои атаки видимыми и открытыми. Я создавал атаки, у которых не было шанса на успех, и я удивлялся почему я атакую вообще.

Я атаковал из-за его семе.

Я был сосредоточен, готов атаковать, а так же боялся, что атакуют меня. Как только сенсей сделал незначительное, маленькое движение, которое преследовало единственную цель – создать реакцию, я отреагировал чрезмерным нападением. В данном примере этим движением было семе сенсея.

Посредством семе он контролировал меня. Он начал мою атаку. К тому же, он делал прекрасное дебана, или одзи-вадза без каких-либо проблем. Семе было методом, и риай был целью стоящим за этим семе; на пути его стратегии.

Я видел случаи, где один или двое подобного высокого уровня умений кенши признавали маиримасита (я уступаю), точку, до того, как она была сделана, потому что их опыт говорил им, что семе их противника очень сильно, достаточно, чтобы сделать следующий иппон неизбежным.

- Джефф Салмон 7 дан

Благодаря семе и риай сенсей победил меня. Иппон был лишь физическим подтверждением этой победы. Вот как Иноуе-сенсей различает юкодатоцу и иппон. Юкодатоцу - это ситуация, где атакующий проявил имеющееся преимущество следуя правилам кендо. Один из этих элементов - правильный рез по конкретной цели, с тщательным сае и хасуджи, кикентай и киай.  Это лучше увидеть, и это правила, чтобы преуспеть в сиае.

Иппон, как говорилось ранее - это окончательное подтверждение победы через юкодатоцу. Иноуе-сенсей объясняет иппон с точки зрения, что атака выполняется с таким безрассудством, как будто от этого зависит жизнь. Я считаю, что не следует воображать темные, негативные чувства, когда слышите безрассудство здесь.  Безрассудство предполагает отсутствие колебаний. Акт без страха отдает всю вашу энергию, ваше сердце и ваш разум в один рез. Другими словами, атаку, что предполагает сутеми.

Сутеми – это слово довольно часто используется в дзюдо.  По большей части это переводится как «жертва», и в буквальном смысле означает «отказаться от своей жизни».

Не волнение о собственном выживании звучит контрпродуктивно или даже как суицид. Еще это означает готовность избавиться от страха быть пораженным (или порезанным). Потому как страх является одной из основных причин колебаний.

Удивление, страх, сомнение, нерешительность (шикай; четыре болезни) замедляют нас. Рез без шикай более увереннее, быстрее, поэтому ему сложнее противостоять, чем тому, что включает колебания.

Не только отсутствие шикай делает атаки лучше, но и выяснение вашей позиции. У вас будет больше уверенности в себе и мужества.

Тогда лучший способ победы – принятие смерти?

Готовность умереть станет жизнью, желающие жить умрут.

- адмирал И Сун Шин.

Как сказано Кенджи Токицу (карате 10 дан) в будо:

Чтобы быть эффективным в бою, вы должны не думать о вреде вашему оппоненту, вы не должны думать о вреде вообще.

Бой требует применения всех наших полученных навыков, наших возможностей. Ради этого мы должны освободиться от ненужных мыслей, которые являются препятствиями

Перевод Розы Котуновой